Итоги года: Мои лучшие и худшие игры 2010

Давайте подведем итоги года?

У каждого из нас в 2010-м наверняка были любимые и не любимые игры. Игры, которые смогли приятно удивить и жутко разочаровать. Которые хочется хвалить и ругать, рекламировать и ненавидеть.

Давайте обсудим?

Я подвел свои "Итоги года" – ниже три самых лучших и три самых разочаровавших игры.
Напишите о своих фаворитах и кошмарах 2010-го в комментарии.

+Fallout: New Vegas

Итоги года Мои лучшие и худшие игры 2010

В каждом году обязательно должна быть своя умная игра. Такая, какой в 2007-м был Bioshock, а в 2008-м – Braid. Про каждую из них писали длинные эссе. Журналисты и авторы обсуждали философию и культурные отсылки этих историй так, как будто это были фильмы или книги.

Похожие проекты делают медиа чуть-чуть взрослее и лучше, но до конца 2010-го я думал, что год прошел без "умных игр". Bioshock 2 оказался интеллектуально безжизненным. Mass Effect 2 променял достоверность мира на межвидовый секс. Singularuty оказался пародией на первый Bioshock. Но мне повезло. На праздниках я все-таки запустил Fallout: New Vegas.

Замечу вот тут и сейчас: кажется, это лучший Fallout в серии. Возможно, что издалека он выглядит унылым аддоном к Fallout 3, но на деле великолепно написан и красит пост-апокалиптические 60-е несколькими важными новинками к месту – атмфосферой вестерна, героями мрачных детективов из тех же 60-х годов. Удивительно, но New Vegas лучше чем Fallout 3 от Bethesda.

-Alpha Protocol

Итоги года Мои лучшие и худшие игры 2010

"Удивительно", потому что в 2010-м Obsidian выпустила не одну, а две игры. За полгода до New Vegas они наконец-то допилили свой первый независимый проект – триллер Alpha Protocol. Его рекламировали, как ролевую игру про шпионов, можно было вообразить, что тут смешивают принципы Dragon Age и Splinter Cell.

Но она оказалась скорее визуальной новеллой, где пространство между занудными диалогами забили кусками дешевого шутера. Ролевая система была примитивной, стелс точнее всего обозвать отсутствующим.

Особенно плохо Alpha Protocol выглядит в сравнении с New Vegas. Если второй похож на хороший вестерн, Alpha Protocol напоминает театр даунов, который ставит спектакль по Команде А.

+Metro 2033

Итоги года Мои лучшие и худшие игры 2010

 

В случае Metro 2033 меня поражают две вещи. Первая – то, что у 4A Games получилось сделать игру про тоннели Москвы такой разнообразной. Ни одна станция не похожа другую и каждые полчаса ситуация изменяется. Там, где можно было ожидать мотонные километры сплошной одинаковости, команда смогла выстроить парк развлечений – свой собственный пост-апокалиптический Диснейленд.

Второе – то, насколько плотно они сшили прохождение с историей. На уровне Valve, у которых киевская студия, без сомнения, многому научилась. Там, где другие пользуются костылями кат-сцен и аудиологов, 4A Games умно двигает сюжет второстепенными героями и деталями мира. Из-за этого Metro 2033 проходится не, как обычный шутер – то есть, не как смесь фильма с тиром по тарелочкам. Скорее, игра воспринимается, как книжная история. (Точно таким же эффектом, между прочим, обладает Portal, который ощущается не как коллекция паззлов, а как фантастический рассказ).

А еще, стоит заметить, что у каждой страны есть свой медиа-экспорт. Русские торгуют на мировом рынке историями Лукьяненко и Бекмамбетова.  Гонконг – мифологией кунг-фу. С помощью игр S.T.A.L.K.E.R.  и Metro 2033, Украина неожиданно обнаружила свою нишу. Благодаря таким проектам планета платит нам за пост-советский пост-апокалипсис.

-Precursors

Итоги года Мои лучшие и худшие игры 2010

 

Среди множества странных форм разных психических заболеваний, есть такая болезнь, как патологическое накопительство. Compulsive Hoarding – на английском, про страдающих ею пишут книги и снимают телесериалы, а еще у нее жутко интересная статья на wikipedia. Накопители отличаются от обычных людей тем, что собирают хлам.

Они просто не могут выкинуть ни одной батарейки, пары тапок, коробки из под торта – все это кажется им жутко важным и в результате их гостиные и спальные превращаются в галактики мусора, храмы ненужных вещей, с колоннами из старых картонок и астероидами комков старой одежды.

Если не ошибаюсь, разработка Precursors заняла пять лет/ Cразу после релиза проект больше всего напоминал комнату накопителя, которую все эти годы никто не чистил. Precursors ощущался, как лабиринт барахла. Тут лежали куски Deus Ex, Mass Effect, Звездных войн, а еще игра была забагована, неаккуратна.  Скажем, я наткнулся на очень странную ошибку с мышкой, из-за которой прицел в бою дергался и мешал целиться.

Мне по-своему нравился первый Xenus, но тем сильнее разочаровал Precursors. Однако, любопытно, что после года патчей игра, кажется, собирает свой культ поклонников на западе.

+Battlefield: Bad Company 2

Итоги года Мои лучшие и худшие игры 2010

 

Battlefield понадобилось четыре года, чтобы вернуться на PC и, не смотря на то, что серию Bad Company с самого начала делали для консолей, Bad Company 2 оказался настолько же хорош, насколько  «классические» Battlefield 1942 и Battlefield 2.

К привычным достоинствам этих игр – большим картам и  милитаристскому фетишизму – добавили механику разрушений: почти любой дом на карте теперь можно взорвать. А еще – потрясающий звук: взрывы этих домов и шуршание танков могут взбить сливки, если оставить стакан на столе.

Однако, главное, DICE любопытно перебалансировала новый Battlefield, добавив туда несколько мелочей. Игра разрешила появляться за спиной у своих после смерти, а еще класс медиков научился не только лечить, но и поднимать из мертвых. Так Battlefield стал быстрее и интереснее.

-Medal of Honor

Итоги года Мои лучшие и худшие игры 2010

 

Самое большое разочарование в этом году. Если мелкие новшества сделали из мультиплеера Bad Company 2 почти идеальный шутер, в случае Medal of Honor крохотные изменения превратили игру в ад. Все что потребовалось от DICE, так это упростить баллистику и нарисовать несколько тесных карт. 

В итоге, Medal of Honor похож не на полноценную игру, больше он напоминает пародию Бенни Хилла. Хедшоты раздаются пачками по три, каждый солдат живет в среднем 4 секунды.

Я верил в Medal of Honor, писал про нее хорошие штуки и надеялся, что DICE все исправит. В итоге, игра оказалась настолько плоха, что ее не спасли даже бороды.