Электробусы – Hi-End наземного городского транспорта

С каждым днём мировые запасы нефти уменьшаются , а экологичнская ситуация сама по себе не улучшается. Многие государства задумываются о водородной альтернативе как о главной экономичной и экологичной альтернативе нефти.
Евросоюз одним из первых начал финансировать разработки наземного городского транспорта на водородном топливе. Институт ядерных исследований в Ржежи совместно с Škoda Electric разработали серийный электробус SKODA TriHyBus.


TriHyBus (аббревиатура английского выражения Triple Hybrid Hydrogen Bus) – это электрическое транспортное средство с первичным источником электроэнергии в виде водородного топливоячеистого генератора.

У генератора есть анод (контактирует с водородом) и катод (контактирует с кислородом), между ними электролитический промежуток. Процесс производства электроэнергии очень прост (см. рисунок).

 

Детальнее о применяемых веществах и материалах http://www.hydrogen-motors.com/fuel-cell.html

При полной нагрузке также используется энергия от тяговых АКБ и ионисторов (суперконденсаторов).
Система позволяет рекуперировать энергию торможения, возникающую при торможении в том числе на спусках .  Педаль торможения аналогична троллейбусной: первые 60 % хода педали тормоза – отвечают за электроторможение, с 60% до 100% нажатия  педали — накладывается пнематический тормоз.
При высоких скоростях электробус экономит заряд тягового АКБ и заряжает её в режиме рекуперации при торможении. При малой зарядке тягового АКБ топливоячеистый генератор эксплуатируется при максимальной отдаче, таким образом заряжая прежде всего тяговый АКБ.

Тяговые АКБ — Li-Ion-ые,  способны аккумулировать примерно до 22 кВтч, а ионисторы обладают внушительной мощностью 18 F, 2 кВтч. Основная разница между тяговыми аккумуляторами и ионисторами заключается в максимальной токовой нагрузке. В то время как аккумулятор способен в течение продолжительного времени аккумулировать мощность вплоть до 15 кВт, ионисторы способны аккумулировать и выдавать обратно на порядок более высокие мощности. Таким образом, энергия ионисторов  принимает значительное участие в разгоне электробуса, причем в течении нескольких секунд она может предоставлять  до 70 % общего объема потребляемой энергии тягового электродвигателя. Тяговые АКБ используются при режимах езды с длительными нагрузками и большим потреблением мощности, например, при движении в гору.
 С целью демонстрации на транспортном средстве установлена система визуализации MMI (ЖК-панель) для показа пассажирам интересных параметров прямо во время езды (энергетические потоки, количество сэкономленных выбросов CO2 и других вредных веществ и т.п.).

 Электробус в настоящее время эксплуатируется фирмой «Veolia Transport» на маршрутах городского транспорта в г. Нератовице,Чехия
В движении электробус очень тих , максимальная скорость составляет 65 км/ч (как у всех троллейбусов) , дальность следования от одной заправки (20 кг. водорода закачиваются в 820-и литровый резервуар за 10 мин под давлением 35 МПа) составляет 250 км.
Двигатель потребляет 7.5 кг водорода за 100 км (у автобуса было бы 20 литров дизельного топлива на 100 км.)
Стоимость запрвки водородом  : 5$/л*7,5*8,25=309,37грн. (стоимость заправки дизтопливом аналогичного автобуса : 7грн./кг.*20=140,00грн.)

Водородная заправочная станция была построена на территории фирмы «Veolia Transport» . Главным партнером по реализации водородной заправочной станции стала фирма «Linde Gas», обладающая богатым опытом в области строительства водородных заправочных станций во всем мире

Водород на заправочной станции хранится в низконапорном (40 бар), контейнере большого объема в количестве, необходимом для эксплуатации электробуса в течение недели.
Компрессорная станция размещена в массивном бетонном контейнере. Внутреннее пространство станции из соображений безопасности физически разделено на часть с управляющей электроникой, гидравлическим компрессором и другой электропроводкой, а также на часть с оборудованием для компрессии, системы распределения и регулировки объема потока сжатого водорода.Заправочная станция снабжается водородом, поставляемым фирмой «Linde Gas» с примерно недельным интервалом, в зависимости реальных потребностей . Заправочная станция спроектирована с учетом возможного в будущем увеличения объема хранения (на случай эксплуатации нескольких транспортных средств, работающих на водороде) и давления наполнения вплоть до 1000 бар.
Компрессионная станция имеет размеры — 5 x 2,6 x 2,9 м, сжатый водород хранится в емкостях под высоким давлением (300 бар)Максимальное давление наполнения — 450 бар
Резервуар большого объема рачитан на давление наполнения — 40 бар
Скорость наполнения 1–3 кг H²/мин.

Последние два года просто таки нашествие электробусов ( и гибридов)

 APTS Phileas Fuel Cell Hybrid

 Van Hool A300L fuel cell

 HAN Automotive HyMove bus

 Mercedes Citaro FuelCELL

P.S.Просьба не ругать за кол-во фоток 🙂