Как работают «Яндекс.Пробки» и о ситуации на дорогах Киева в 2012 и начале 2013 года

Снимок экрана 2013-03-20 в 17.44.48

Сервис «Яндекс.Пробки» с каждым годом становится все популярнее. По данным компании ежегодно количество его пользователей возрастает в два раза. И, к сожалению, своим ростом «Яндекс.Пробки» обязаны не только слаженной команде менеджеров и разработчиков, из года в год ситуация на дорогах Украины ухудшается. О том, как работают «Яндекс.Пробки» и как менялась ситуация на дорогах Киева в 2012 и начале 2013 года, компания «Яндекс» рассказала на встрече с журналистами.

Как работают «Яндекс.Пробки»

Для начала в «Яндексе» решили разъяснить, что вопреки распространённому мнению, «Яндекс.Пробки» не наносятся на карту вручную. Например, в Киеве больше 1000 км дорог, и если раскрашивать по 1 км дороги, тратя на это 10 секунд, то понадобится около 3 часов. А так как карта обновляется каждые 4 минуты, для этого «Яндексу» понадобилось бы 40 человек, которые работали постоянно. На самом деле, данные на картах появляются автоматически, на основе алгоритма, который позволяет анализировать загруженность дорог.

P3207047

Информацию для него передают сами пользователи «Яндекс.Пробок». На данный момент «Яндекс» отслеживает передвижения смартфонов и других мобильных устройств, на которых запущены приложения «Яндекс.Карты» или «Яндекс.Навигатор». Таким образом, пользователи не просто потребляют информацию о загруженности дорог, но и помогают создавать ее. Все эти данные анализируются сложным алгоритмом, которому приходится учитывать много факторов.

P3207054

 

Например, передавалась информация с автомобиля, от велосипедиста или пешехода, как и куда они передвигались, как ехали другие участники движения и т.д. Весь этот анализ проходит в режиме реального времени. В «Яндексе» отмечают, что 100% достоверными «Пробки» пока быть не могут, так как ситуация на дороге может быстро меняться, водители могут передвигаться с нарушением правил, или это могут быть вовсе не легковые автомобили, а автобусы или тракторы.

P3207058

 

Чтобы оценить качество собственного алгоритма, команда «Яндекс.Пробок» проводит так называемые «Асессорские заезды». Для этого собирается группа автомобилей, в которых есть видеорегистраторы, а также GPS. Они проезжают по популярным маршрутам в разное время и дальше полученные с них данные позволяют сравнить, насколько соответствовала информация, выданная алгоритмом, с реальным положением на дороге.

Одной из важных составляющих «Яндекс.Пробок» является 10-бальная шкала, которая позволяет быстро понять, насколько дороги загружены. Несмотря на то, что из года в год пробки растут, баллы в «Яндекс.Пробках» не меняются, они по прежнему показывают от 1 до 10, где 1 — минимальная загруженность дорог, а 10 — максимальная. Тем не менее, в компании говорят, что сегодняшние «10 баллов» — это далеко не те «10 баллов», которые были еще 5 лет назад. Пробки увеличиваются, но изменять их оценку в «Яндексе» не планируют, иначе сегодня максимум мог бы быть, например, 34 балла, что просто бы сбивало пользователей с толку.

P3207067

 

Для того чтобы рассчитать баллы, сервис берет полную карту дорог города, отбрасывает второстепенные улицы, а потом считает время движения с учетом, и без пробок. Таким образом, «балл» — это насколько больше времени в среднем займет дорога из-за пробок.

P3207063

В итоге, схема работы «Яндекс.Пробок» довольно проста: сервис собирает данные с мобильных устройств, у которых есть поддержка GPS/ГЛОНАСС и мобильное соединение, анализирует их, и дальше наносит на карту, доступ к которой можно получить через браузер на компьютере или через приложение на смартфоне/планшете. На данный момент информация из «Яндекс.Пробок» также озвучивается на радиостанциях «Хiт.FM», «Русское радио», «Авто радио», «Столица», «Радио Шансон», «DJFM» и показывается на 30 уличных экранах в Киеве.

Автомобильные пробки в Киеве: 2012–2013

Согласно исследованию «Яндекса», загруженность киевских дорог в рабочие дни с марта 2012 по февраль 2013 года составила чуть больше 3 баллов (по данным с 7:00 до 23:00). Как и в предыдущие годы, самым сложным месяцем для автомобилистов был декабрь (среднемесячная загруженность — 4,6 балла), причиной чего стали снегопады и предпраздничная суета. А самым спокойным месяцем был июль, на который, по-видимому, пришёлся сезон отпусков (2,2 балла).

1

Если не считать суббот и воскресений, то свободнее всего дороги были в праздничные дни, а глухие пробки возникали чаще всего осенью и зимой во время сильных осадков. Самым сложным днём года было 24 декабря, когда средняя загруженность превысила 7 баллов, а максимальная достигла 10 баллов. В этот же день была зафиксирована крупнейшая за всю пятилетнюю историю наблюдений пробка длиной около 21 километра.

002

В «Яндексе» отмечают, что погода особенно сильно влияет на дорожную ситуацию. В декабре и январе было четыре дня, когда из-за снегопадов уровень загруженности достигал 10 баллов.

3

По сравнению с прошлым годом ситуация на дорогах Киева ухудшилась, отмечают в «Яндексе». По отношению к январю 2012 года общее время, которое потребовалось бы, чтобы проехать все выделенные участки, увеличилось на 6-7% .

4

 

5

(Изображения кликабельны)

 

Самое сильное ухудшение связано с началом строительства развязки на Почтовой площади: время проезда по Набережному шоссе от моста Патона до поворота на Боричев спуск утром увеличилось в два с половиной, а вечером — почти в четыре раза. Есть и явные улучшения: так, после окончания строительных работ на пересечении бульвара Дружбы Народов и Надднепрянского шоссе заметно выросла скорость движения на подъездах к развязке.
Если говорить об отдельных районах, то этой зимой по утрам в центр города немного быстрее добирались жители Оболони, Голосеевского и Дарницкого районов, а также все, кто едет на правый берег по мостам Метро, Патона и Дарницкому. Наоборот, больше времени на дорогу тратили те, кто едет с запада: из Подольского, Святошинского и Соломенского районов.

В течение недели в любое время года в будние дни меньше всего заторов «Яндекс.Пробки» фиксируют в понедельник, а больше всего — во вторник или пятницу. В субботу дороги в полтора-два раза меньше загружены, а в воскресенье — в два-три раза.

06

В Киеве, как и в любом другом крупном городе, больше всего пробок и затруднений возникает утром, когда люди едут на работу, и вечером, когда они возвращаются домой. Во второй половине дня ситуация на дорогах обычно сложнее, чем в первой: в течение дня в центре скапливается много машин, и вечером из него сложнее выехать.

007

Средний бал в утренний час пик (с 8:00 до 10:00) этой зимой составлял около 5 баллов. Это означает, что в среднем киевский автомобилист вынужден был тратить на дорогу более чем в полтора раза больше времени, чем при свободных улицах. Например, те водители, которым по пустым дорогам ехать до работы 20 минут, только из-за утренних пробок теряли за один месяц почти 5 часов, а за год — около двух с половиной суток.

В вечерний час пик (с 18:00 до 20:00) средняя загруженность превышала 6 баллов. Общая длина возникающих в эти часы пробок и затруднений (то есть участков, закрашенных на Яндекс.Картах красным и жёлтым) составляла более 700 км — это примерно, как расстояние от Киева до Донецка. При этом в худший день года, 24 декабря, пробки были в два раза длиннее.

Напоследок, компания «Яндекс» составила «Топ-10 самых длинных пробок зимы 2012–2013»:

Снимок экрана 2013-03-20 в 17.41.12

(Изображение кликабельно)