Китайские автобусы нового типа будут сеять хаос на дорогах

Или нести упорядоченность в китайское дорожное движение. Потому что в случае с этим транспортным средством хитрое маневрирование спешащих водителей не прокатит. Китайская фирма с длинным названием Shenzhen Hashi Future Parking Equipment Co., Ltd предложила проект не менее длинного автобуса…если это можно так назвать. Straddling Bus (букв. перевод — расставляющий ноги автобус)  — это гибрид скоростного трамвая, автобуса и непонятно чего. Судите сами — конструкция представляет из себя двухэтажное движущееся непонятно что, на втором этаже которого находятся собственно пассажиры, а по первому ездят машины.

 

 

Вернее, первого этажа, как такового, нет — это просто двигающийся тоннель. Как видно из картинки, машины и автобус едут практически по одной и той же дороге. Причиной для разработки столь необычного транспортного средства стала нарастающая с каждым годом в Шеньчжене интенсивность дорожного движения и, как следствие этого — увеличение количества и качества дорожных заторов. Альтернативой частному автомобилю в крупных мегаполисах считается эффективный общественный транспорт  и эта самая эффективность тут выступает на первом месте.

 

Если увеличить количество автобусов (троллейбусов), увеличится плотность дорожного потока, что в какой-то момент приведет к еще большим заторам. Строительство метро — занятие долгое и дорогое. Про трамваи и троллейбусы китайцы, вероятно, не знают. Так что сразу перешли к таким вот методам. По словам китайских инженеров и градостроителей такой автобус будет одновременно дешевле, "зеленей"  и быстрей любого другого вида общественного транспорта. Что же представляет из себя это чудо техники?

 

Параметры пока таковы: 6 метров в длину и 4-4,5 в высоту. При этом, высота тоннеля под вторым "этажом" составляет два метра, что означает невозможность проезда под таким автобусом высоких грузовых машин. Грузоподъемность автобуса составляет 1400 (одна тысяча четыреста!) не очень толстых и голодных китайцев или 1200 толстых и сытых. Не плохо для автобуса, размах вполне китайский, с их деревнями-миллионниками меньше, наверное, проектировать не имеет смысла.  Скорость движения по городу будет составлять 40-60 километров в час, примерно равняясь скорости потока уличного движения. Таким образом создатели хотят избежать проблему возникновения пробок на дорогах.

 

 

Так, Song Youzhou, руководитель компании Shenzhen Hashi Future Parking Equipment Co., Ltd., сообщает, что ему известны четыре вида общественного транспорта в Китае: метро, монорельсовые поезда, скоростные и обычные автобусы. Последние два вида занимают место на проезжей части, создают пробки, загрязняют окружающую среду своими вредными выхлопами и даже слишком сильно шумят своими моторами внутреннего сгорания. Строительство метро в Китае очень длительное и дорогое удовольствие (прямо как у нас) и на то, чтобы построить ветку длинной в 40 километров уйдет 3 года (в лучшем случае) и около 5 миллиардов юаней. В то же время, по словам Song Youzhou, строительство 40 километров инфраструктуры Straddling Bus вместе с автобусом займет около одного года и всего 500 миллионов юаней или в 10 раз меньше. Экономия очевидна.

 

Автобус можно как установить на рельсы, так и просто нарисовать эти самые рельсы на дороге, автопилот, (сидящий за рулем), будет сам следовать все время вдоль этих полос (крутя руль хромированными тентаклями).  По-моему, просто нарисовать две белые полосы по краям дороги это самый тру-китайский метод! Тем не менее, если все же построить рельсы, то потребление электроэнергии всей этой конструкцией сократится на 30% процентов. Да-да, электроэнергии. Этот автобус будет электрическим, получать энергию будет от солнечных батарей, установленных на крыше, а так же (основную ее часть) от муниципальных сетей электроснабжения.

 

 

Заряжаться автобус собирается непонятно. как (что логично, если вспомнить, что изначально вся эта конструкция — непонятно. что), а хранить энергию в суперконденсаторах. Суперконденсаторы знамениты тем, что способны быстро заряжаться и хранить в себе больше энергии на единицу веса в 10-100 раз по сравнению с их обычными собратьями. Вообще, концепции применения суперконденсаторов в качестве своеобразных "топливных баков" для электротранспорта разрабатывают многие компании. Так что, здесь все очень даже в духе времени. Правда, система зарядки мне не понятна вообще ни как.

 

По словам китайцев, сам автобус это электрический проводник, две рельсы находятся сверху, а на них находится зарядное устройство, которое может двигаться вместе с автобусом. Пока автобус движется, зарядное устройство на рельсах над ним движется вместе с ним определенный участок пути. Как только оно проходит свой участок (до остановки), автобус уже ждет следующее зарядное устройство, которое проедет с ним (над ним) очередной отрезок пути и так до конца маршрута. Китайцы называют это релейной зарядкой и гордо заявляют, что подобная система ранее ни где не применялась. И действительно, с чего бы ей где-либо применяться? Я и сейчас не вижу в такой зарядке никакого смысла, кучи движущихся зарядных устройств, рельсы сверху. Не проще, раз уж там конденсаторы, заряжать автобус на остановке? Или за чем они вообще нужны? Сделали бы просто большой троллейбус или трамвай, зачем весь этот пафос с конденсаторами и солнечными батареями? Сами китайцы заявляют, что суперконденсаторы будут питать автобусы…на остановках. Да, не обычно, согласен, а почему бы просто не продлить маршрут этого их зарядного устройства и на остановку?

 

 

В любом случае, получится очень зелено, выхлоп вредного СО будет равен 0, а выхлоп СО2 не превысит ту величину, которую надышит 1200 китайских пассажиров. Ага, щас Вам 100% зеленые технологии, не имеющие этого самого карбонового следа — неадекватные помешанные на безотходности зеленые должны быть зелеными до конца!  Так что, рассказы о zero CO2 emission они могут  оставить своему китайскому парторгу. Когда камера автобуса будет герметичной, а углекислый газ будет регенерироваться в кислород и углеродные нанотрубки, вот тогда мы получим 100% чистый с точки зрения выбросов транспорт. О самой же камере, в смысле, салоне автобуса, сказано, что он имеет прозрачную крышу, которая будет способствовать борьбе с депрессией, вызываемой поездками в общественном транспорте. Ну а еще в год такой автобус сэкономит 860 тонн топлива и 2640 тонн разнообразных выбросов. Сколько нужно затратить электроэнергии, большая часть которой в Китае вырабатывается угольными электростанциями, не сообщается. Как и мощность двигателя и вообще энергопотребление.

 

Теперь о самом интересном — как эта штука собирается ездить в общем потоке машин. На всех регулируемых перекрестках планируется увязать работу светофоров таким образом, чтобы при приближении этих "автобусов двойного опциона" (машинный перевод straddling bus) светофор всегда давал ему зеленый свет. Очень интересно реализована система поворотов. Поворотники есть как снаружи автобуса, так и внутри его тоннеля. Таким образом, машины, двигающиеся внутри автобуса вместе с ним, будут знать куда и когда собирается повернуть тоннель, в котором они движутся. Водители смогут принять решение либо поворачивать вместе с автобусом, либо останавливаться (а в нашей стране — обгонять и подрезать!). Внутри тоннель оснащен системой лазерных и ультразвуковых дальномеров, предупреждающих водителей о слишком близком приближении к стенам, вращающимся колесам либо любым другим внутренностям автобуса.

 

 

Аналогичные дальномеры будут установлены на задней части автобуса. Их задача — предупредить транспортные средства, чья высота превышает 2 метра (высота прохода в тоннеле автобуса), чтобы те не приближались слишком близко, и вообще — соблюдали дистанцию. Предупреждать планируется при помощи сирен, мигалок и прочей светомузыки. Не меньше поражает воображение и система посадки и высадки пассажиров. В основном тем, что ее пока нет. Возможны как высокие лестницы на остановках (однако, способные выдерживать потоки до 1200 человек за одну выгрузкузагрузку), либо делать выдвигающиеся лестницы по бокам автобуса (слабо себе представляю надежность такой конструкции), либо делать подобие эскалаторов, поднимающих людей через тоннель автобуса на второй этаж (а как же машины под автобусом).

 

Зато, китайцы оптимистично сообщают, что у них готова система экстренного извлечения пассажиров из автобуса в случае биды. Для этого будет использован уже не раз опробованный в реальных авариях способ — самонадувающиеся (матрасы) спасательные (жилеты) лестницы! Как в самолетах. Действительно, зачем изобретать велосипед,  главное, чтобы лестница надулась под нужным углом и, опять-таки, выдержала те самые 1400 тощих или 1200 толстых китайцев, которые одновременно бросятся к выходу (в случае аварии, я думаю, никто не будет размышлять о том, выдержит всех такая лестница или нет) иначе — бида!бида!

 

 

Однако, не смотря на недостатки, но принимая во внимание преимущества, данная система  одобрена городским властями к внедрению в городе Шеньчжень. Экономно-экологичный проект будут реализовывать в районе Mentougou, где собираются построить аж 186 километров маршрута для "перешагивающего автобуса". Строительство планируют начать в конце этого года, а закончат, исходя из расчета 40 км маршрута в год — за 4,5 года. Бюджет — 2,5 миллиарда юаней, что обещает хорошее безбедное существование компании на ближайшую пятилетку…если, конечно, всех не расстреляют за коррупцию.