Мифы и факты. Часть II. Светосила объектива и диафрагменное число.

Мифы и факты. Часть II. Светосила объектива и диафрагменное число.

Часто светосилой неправильно называют диафрагменное число, тогда как светосила — характеристика самого объектива и не связана с диафрагмой.

Светосила объектива — величина, характеризующая степень ослабления объективом светового потока.

Диафрагменное число, которое часто называют просто словом “диафрагма”, есть ни что иное, как отношение фокусного расстояния объектива к величине отверстия, открываемого диафрагмой. Обозначается оно обычно так: F/1.4, F/2.0, F/2.8, F/4.0, F/5.6, …

Чтобы наглядно показать заблуждение многих людей, проделаем эксперимент — возьмем на тест по одному объективу из трех основных семейств — “фикс”, светосильный зум-объектив и стандартный зум(читай — “темный” зум).

В качестве подопытных у нас выступили Nikkor 50/1.4D, Nikkor 17-55/2.8G, Nikkor 18-70/3.5-4.5G. Используемая камера — Nikon D300. Использовался штатив и спуск с таймером. На камере для всех объективов были выставлены одинаковые параметры, основанные на замере эталонным Nikkor 50/1.4D: чувствительность ISO — 200, выдержка — 1/40 и диафрагма F/5.6. На зум-объективах значение фокусного расстояния установлено на 50мм. Съемка ввелась в RAW формате.

1. Nikkor 50/1.4D @50mm

Мифы и факты. Часть II. Светосила объектива и диафрагменное число.

2. Nikkor 17-55/2.8G @50mm

Мифы и факты. Часть II. Светосила объектива и диафрагменное число.

3. Nikkor 18-70/3.5-4.5G @50mm

 

Мифы и факты. Часть II. Светосила объектива и диафрагменное число.

Как и ожидалось, светосильный зум-объектив оказался немного темнее “фикса”, а стандартный зум отстал от обоих соперников в еще большей мере.

В итоге, во втором случае для достижения такой же экспозиции, как с “полтинником”, пришлось сделать коррекцию +0,8, а в третьем, ни много ни мало, +1,15.
Что это значит на практике? — если вы снимаете “полтинником” объект на диафрагме F/5,6 и выдержке 1/100, то в случае с Nikkor 17-55/2.8G вам придется увеличить выдержку примерно до 1/60, а с Nikkor 18-70/3.5-4.5G — и вовсе до 1/40, либо делать поправку за счет чувствительности ISO (и шумов соответственно).

Когда такие знания могут понадобится в реальной жизни? — отвечу из своего опыта. Были несколько раз такие ситуации при фотографировании в студийных условиях, что съемка велась несколькими объективами и при смене “прыгала” экспозиция, а войдя в съемочный раж, я иногда об этом забывал. Это, конечно, легко “лечится” поправкой в фоторедакторе, но кое-какие детали все же были утеряны.

Вывод: не путайте значение диафрагмы объектива с его реальной светосилой. Объектив-объективу рознь.

Отличных снимков 🙂

Follow me @OlegKucherenko