Motorola — щит или меч для Google?

Вчерашняя покупка компанией Google старейшего производителя телефонов стала неожиданностью для всей IT-индустрии. По информации от лиц, близких к обеим компаниям, еще никогда сделка о покупке не принималась так быстро. Спешка со стороны Google была обусловлена тем фактом, что Motorola начала искать покупателей для своего мобильного подразделения.

Выделенная в январе этого года в отдельную структуру Motorola Mobility Holdings Inc, компания сфокусировалась на выпуске Android-смартфонов для рынка США, но так и не смогла добиться большого успеха. Во втором финансовом квартале 2011 года Motorola Mobility получила убыток в размере $56 млн, реализовав 4,4 млн смартфонов и 440 тыс планшетов. Показатели не такие уж плохие, но руководство компании не видело возможности кардинально улучшить ситуацию.

Motorola - щит или меч для Google?

Поэтому было принято решение искать новые варианты, включая продажу. В частности, CEO Motorola Санджай Джа (Sanjay Jha) публично заявил о том, что его компания готова начать выпуск смартфонов на платформе Windows Phone 7, если Microsoft предложит им такие же условия как для Nokia. Вполне вероятно, что это заявление было сделано в разгар переговоров с Microsoft, но стороны так и не пришли к соглашению.

Как стало известно, компания Стива Баллмера (Steve Ballmer) была заинтересована в покупке патентного портфолио Motorola, которое включает 17000 патентов и 7500 патентных заявок. В то же время Microsoft абсолютно не интересовалась покупкой Motorola или даже заключением с ней договора, аналогичного Nokia. Но если бы сделка по передаче патентов состоялась, это могло обернуться большими проблемами для Google. На тот момент у компании был самый маленький портфель патентов среди всех игроков рынка смартфонов, в итоге Microsoft получила бы возможность очень долго таскать Google по судам, замедляя развитие Android. Именно этим можно объяснить молниеносную реакцию Google. Заявление Motorola о желании сотрудничать с Microsoft появилось 9 августа, а уже 11-го компания сообщила, что готова ввязаться в патентные разбирательства с конкурентами на рынке Android-смартфонов. Это не могло быть случайностью, и по всей видимости Motorola уже вела переговоры с Google, набивая себе цену громкими заявлениями. Как бы там ни было, 15 августа было объявлено о заключении сделки о покупке Motorola, сумма которой составила $12,5 млрд.

На первый взгляд может показаться, что Google руководствовалась только желанием получить патентный портфель. Но давайте посмотрим на это с другой стороны, далеко не все из 17000 патентов Motorola являются актуальными для Android, и уж точно они не стоят $12,5 млрд. Мотивация Google в покупке производителя смартфонов лежит не только в области патентов. Motorola слишком крупная компания (на данный момент у нее в штате порядка 19000 сотрудников), чтобы просто заплатить деньги и забыть о ней. Эта сделка, это стратегический шаг, последствия которого рынок может ощутить уже через несколько лет. Ведь Google уже давно интересуется созданием не только веб-сервисов и программного обеспечения, но и железа.

Компания несколько лет подряд экспериментирует, выпуская смартфоны Nexus в партнерстве с HTC и Samsung. Эти устройства первыми получают обновления Android, поэтому высоко ценятся поклонниками платформы. По мнению Google именно такими и должны быть Android-смартфоны. Но у производителей свое мнение на этот счет, они не хотят быстро обновлять ПО в своих моделях, боясь подорвать продажи новых смартфонов, а также хотят выделяться, создавая свои оболочки и программы. Навести порядок в стане производителей у Google не вышло, да и вряд ли выйдет, любые ограничения приведут к замедлению распространения платформы. Но купив Motorola, Google больше не зависит от желания той или иной компании делать ставку на Android.

Motorola - щит или меч для Google?

Рынок мобильных операционных систем очень динамичен, у пользователей нет большой привязки к платформам, поэтому расклад сил может кардинально меняться буквально в течение года. Пример Nokia и RIM тут показателен. В Google понимают, что через год, два или три, Android придется бороться с Windows Phone не только за рынок, но и за производителей. Уже сегодня основные партнеры Google — Samsung, HTC и LG выпускают модели как на Android, так и на WP7, при этом нет никакой гарантии, что в будущем они не сделают ставку именно на платформу Microsoft. Купив Motorola, Google теперь самостоятельно может разрабатывать и продавать Android-смартфоны.

Безусловно, закрывать Android от других производителей в Google не будут, как они и обещали, но вряд ли теперешние партнеры компании смогут конкурировать с ней по скорости обновления прошивок. Таким образом, можно предположить, что Motorola для Google является щитом и мечом одновременно, в первом случае компания закрывает себя от патентных разбирательств, а во втором, вполне может нанести удар по своим конкурентам и партнерам. К слову, Motorola Mobility может производить не только смартфоны и телевизионные приставки, что актуально для развития Google TV, но и ноутбуки и другую портативную технику. Так что у Google есть все возможности стать конкурентом для Apple, другое дело, готовы ли в компании сжечь все мосты и начать такую конкуренцию. Я более чем уверен, что готовы.