Нужен ли нам социальный Google?

В последнее время Google очень настойчиво пытается обрасти различными социальными функциями. Google Search, Reader, YouTube, Maps — все эти сервисы компании уже имеют социальную составляющую, которая в будущем будет только расширяться. Предоставляя пользователям возможность делиться информацией, компания пытается привязать их к своим сервисам. Все дело в том, что на заре развития социальные сети никак не угрожали Google, теперь ситуация меняется кардинальным образом. В ближайшее время Facebook планирует запустить почтовый сервис и, таким образом, сразу сможет стать одним из крупнейших игроков на этом рынке. Имея базу из 450 млн пользователей, Facebook может легко конкурировать с Google в тех сферах, где это было невозможно еще несколько лет назад.

Появление в рамках Gmail нового сервиса под названием Buzz является еще одним подтверждением того, что Google действительно боится наступления социальных сетей и всячески пытается с ними конкурировать. В то же время у компании не хватает опыта, что выливается в череду экспериментов, а не в выпуск уже готовых продуктов. Buzz — это ярчайший пример желания Google еще раз изобрести велосипед, попытка связать социальные функции всех своих сервисов в одном месте. Что же представляет собой эта разработка?

Несмотря на все попытки подчеркнуть новизну и уникальность Buzz, в нем легко узнается клон FriendFeed, социального сервиса, который позволяет собрать в одном месте информацию из различных источников. Это могут быть сообщения из Facebook и Twitter, добавленные на YouTube видеоролики, фотографии из Picasa и Flickr. Таким образом, по задумке разработчиков, друзья и знакомые пользователя могут в одном месте получать доступ к данным, которыми он хотел с ними поделиться и комментировать их, а не использовать для этого разные сайты. В Buzz мы видим похожую функциональность, но даже во FriendFeed она намного выше. Единственное, что спасает новый проект Google — это интеграция в Gmail. Общее количество пользователей этой почты в июле 2009 года выросло до 147 млн, таким образом Buzz сразу набирает довольно широкую аудиторию, так как включается автоматически. С этим вообще интересная история, активировать Buzz легко, а вот выключить уже не так просто. У сервиса нет настроек, что само по себе странно, а отключить его можно, если нажать в самом низу страницы ссылку «вимкнути оновлення» при использовании украинского интерфейса и «без Живой ленты» в русском. Правда очень очевидно?

Сама идея внедрить в Gmail социальную составляющую хороша с точки зрения поддержания интереса к веб-интерфейсу сервиса, что увеличит показ рекламы. Но на практике, Buzz нечего делать в Gmail, он смотрится там странно и нелогично. Как отдельный сервис Buzz мог бы быть более успешным, ведь для пользователей, Gmail — это, в первую очередь, почта, а не коммуникационный центр, каким его видят в Google. Назойливость Buzz даже не позволяет оставить его, чтобы иногда читать там сообщения и комментировать их, так как ответы будут сыпаться во входящие, и это пока никак нельзя отключить.

Я надеюсь, что Google вынесет хороший урок из своих инициатив, ведь добавления социальных функций в устоявшиеся и уже популярные сервисы не всегда играет им на руку. Мне лично не интересен Google как социальная сеть, я ценю компанию за хороший поиск, YouTube и почту, карты, возможность создавать документы онлайн, читать RSS-ленты и переписываться в Google Talk. Мне не нужен социальный Google, а вам?