О вреде стереотипов и неполной индукции

Форумной дискуссией навеянное.

После десятка лет работы с самым разным ИТ-железом меня лично чертовски раздражают огульные обобщения и стереотипы. Например, когда в ходе обсуждения какого-либо продукта собеседник позволяет себе фразу "А вообще, вот X — рулез, а Y — отстой!", где X и Y — всемирно известные бренды, то хочется сразу же отойти в сторону и больше никогда на эту тему с ним не общаться.

Вообще любые подобные обобщения, называемые также в логике неполной индукцией, — отличный индикатор интеллектуального уровня собеседника. Особенно когда они базируются не на богатом и разнообразном личном опыте, а на двух-трех случаях, да и то не личных, а произошедших со знакомыми и друзьями (или, чего доброго, вычитанных в прессе/интернете и т.д.). И после того, как этот уровень становится ясно виден, зачастую пропадает всякое желание продолжать диалог.

Почему? Да потому, что не существует компаний с мировым именем, у которых все продукты — замечательные. Равно как не существует и таких, у которых совсем "все плохо". Ни один производитель не сможет достичь всемирной известности своего бренда, если прямо-таки все поголовно продукты в его линейке будут "полный отстой". И, к сожалению, ни один также не может позволить себе шлифовать каждый свой продукт до состояния бриллианта — потому что это очень затратный процесс. Хотя некоторые очень стараются, да — честь им за это и хвала.

Короче говоря, когда речь идет о продуктах, и в особенности об устройствах действительно инновационных, которых в линейке производителя доселе не было — тут нужно быть особенно осторожным. И прекращать смотреть на бренд, а начинать внимательно рассматривать сам продукт. Потому что никто не сможет в точности предсказать заранее, какой получится новинка на деле. Ведь разработка любого ИТ-устройства — это настолько непростой процесс, с таким количеством подводных камней, а сам продукт — плод такого количества компромиссов, что даже когда виденье конечной цели у всей команды едино, за результат все равно никто не поручится.

И тогда, при внимательном рассмотрении, оказывается, что столь долгожданное и желанное устройство или программа на деле вдруг оказываются полным пшиком — хотя раньше, казалось бы, у компании Х все было замечательно! Как же так, ведь не может же Х выпустить такое "уг"? А почему не может, вполне может — примеров масса. Так что не нужно заранее завышать ожидания, глядя только на бренд.

Или наоборот, компания Y, которая в некоем сегменте никогда не блистала, берет и выпускает новый продукт — и он оказывается лучше, чем устройства признанных лидеров. Но купить его мешают все те же стереотипы: продукт, мол, конечно, классный, да только раньше ведь они ничего хорошего не выпускали, наверняка и в этот раз где-то какая-то лажа имеется… куплю-ка я лучше у X! Дальше см. абзацем выше.

Долой такие стереотипы. Давайте зрить в корень — смотреть на сам продукт, а не на шильдик с логотипом. Оценивать качество конкретного устройства, а не обсуждать удачный или неудачный опыт прошлых поделок некоего бренда. И когда в результате оказывается, что X — уже давно "не рулез", а Y — смотри-ка, на самом деле совсем не "отстой" — не надо делать удивленные лица. Это реальность; так работает современное высокотехнологиченое производство мирового масштаба.

Именно такого непредвзятого подхода мы придерживаемся каждый раз, когда тестируем новое устройство и пишем либо снимаем о нем обзор. И вам всячески рекомендуем брать его на вооружение. Чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные деньги.