OnStar – ангел-хранитель или Большой Брат?

За последнее время в Сети появилась сразу пара новостных сообщений о работе системы OnStar, которые заставляют в который раз задуматься над тем, в какую сторону движется развитие информационных технологий.

Система OnStar – это комплексное ИТ-решение на автомобилях производства General Motors, обеспечивающее для водителей достаточно широкий спектр информационных услуг, а также работающее в автоматическом режиме в случае ДТП. Основой системы является CDMA-модуль с подключением к сети Verizon, GPS-приемник и еще несколько датчиков, собирающие данные о состоянии автомобиля. За цену годовой подписки ($200 в США после одного года бесплатного сервиса), хозяин машины может, например, использовать OnStar, как «живой GPS» — связавшись с человеком-оператором (что всегда подчеркивается – никаких диалогов с роботами-автоответчиками, популярных в службах поддержки), уточнить способ проезда до нужного места. Но гораздо интереснее, как система работает в экстренных ситуациях – с ними и связаны недавние новости. 

 

OnStar

История первая, поучительно-криминальная. При угоне машины, оборудованной OnStar, есть возможность с согласия хозяина не только обнаружить местонахождение автомобиля, но и заглушить двигатель (постепенно, не создавая опасности для других участников движения), остановив таким образом его в движении. Калифорнийцу Хосе Руизу в октябре повезло стать первым автолюбителем, чью машину удалось безопасно и быстро вернуть хозяину, заодно арестовав вооруженного угонщика. После обращения Руиза в 911, те связались с OnStar и, с разрешения хозяина, отследили расположение машины, затем остановив Chevy Tahoe в медленном повороте недалеко от уже ожидавших его прибытия полицейских. На всё это ушло 16 минут. По заявлению президента OnStar Уолта Дорфштаттера для Associated Press, тем самым их система впервые помогла предотвратить скоростную погоню и, тем самым, скорее всего, и сохранить чьи-то жизни – по статистике, почти все погони заканчиваются серьезными ДТП.

История вторая, заботливо-комическая. Известная техасская тюнинг-компания Hennessey Performance Engineering тестировала на треке доведенный до 700 л.с. новый Cadillac CTS-V. При старте машина показала ускорение в 0.99G (для интересующихся вопросом: время прохождения дистанции ¼ мили с места – 11.07 секунд, скорость на выходе – 205 км/ч; отличные показатели для семейного седана) и уже к концу заезда с водителем связались из OnStar. Дело в том, что «черному ящику» такое ускорение показалось подозрительно похожим на результат ДТП при наезде сзади – система зафиксировала высокое значение, автоматически отправила информацию о событии в центр OnStar и оператор позвонил, чтобы узнать, все ли в порядке с находящимися в машине людьми (и, разумеется, получив от Hennessey ответ, что все ОК). В противном случае, OnStar направили бы скорую помощь в точку нахождения машины для оказания помощи пострадавшим.

Казалось бы – одни плюсы, великолепное изобретение! Но по факту, 95% новых автомобилей производства американских подразделений General Motors оснащаются почти идеальной системой слежения. В наличии: контроль перемещения по GPS, фиксирование возможных нарушений ПДД (в первую очередь, легко определяемого с помощью GPS превышения разрешенной скорости) и даже прослушивание разговоров в салоне. Корпорация работает над улучшением OnStar почти 15 лет, но в этом году большинство акций General Motors после банкротства перешло к… правительству США. В принципе, в лучших традициях конспирологии, не хватает только продлить срок бесплатного пользования услугой, а затем запретить удалять модуль OnStar из машины (например, под предлогом удобства для страховых компаний). И автовладельцы сами, с улыбкой на лице, пойдут под колпак к Большому Брату…

Конечно, никаких прямых доказательств использования OnStar правительственными структурами в своих целях ни у меня, ни у других скептически настроенных наблюдателей нет. Но все технические возможности для такого использования – есть. Так что передавая часть своей личной информации какой-нибудь крупной структуре (в этом плане, кстати, конспирологически любопытны и активно завязанные на сервисы Google коммуникаторы с ОС Android), советую помнить о фразе, сказанной некогда Бенджамином Франклином: «Променявший свободу на безопасность не заслуживает ни первого, ни второго.»