Песочницы — будущее MMOG?

В последнее время растет количество онлайновых-игр, построенных по схеме NSMMG (Not So Massive Multiplayer Game). Небольшие проекты, которыми занимаются команды из двух-трех человек, добиваются признания и популярности у определенной аудитории, получая заслуженные деньги и репутацию. Достаточно вспомнить, что за ближайшие несколько лет появилось несколько сравнительно успешных проектов такого рода, некоторые из которых живы и до сих пор.

Песочницы - будущее MMOG?

Аудитория таких игр исчисляется тысячами и речь, конечно же,не идет о популярности, сравнимой, скажем, с World of WarCraft. Более того, подобные мастодонты, как мне кажется, постепенно вымирают — сделать подобную игру стоит очень дорого, а разработка длится весьма долго. Кроме того, значительные средства необходимы на поддержку. В этом плане маленькие проекты в жанре sandbox имеют серьезные преимущества. Большая часть из них создаются на Java, имеют миниатюрный дистрибутив, не требуют серьезного железа и коннекта. Более того, именно такие игры и следует называть социальными, поскольку только в них действительно имеет место тесное взаимодействие с другими игроками ради достижения общей цели. Никаких facebook, twitter и прочего "социального обмана".

Как это ни удивительно, но такие малыши во многом превосходят по части геймплея MMOG-гигантов. Ведь как ни старайся, а изменить что-то в Азероте никто не даст, территории поделены изначально и даже о собственной крепости можно только мечтать. Пожалуй, выделяется только EVE Online, в которой действительно есть политика и завоевание секторов. И в то же время, во многих современных sandbox-миниатюрах уже реализована добыча ресурсов, постройка зданий и целых деревень, огромные генерируемые миры, в которых легко можно заблудиться. Не могут похвастать они только графическими наворотами, поскольку indie-фактор накладывает определенные ограничения.

Первое удивление у меня появилось после знакомства с Haven & Hearth. Два финна смогли сделать целый мир, в котором реализована сложная система крафтинга, открытый PVP с перманентной смертью, возможность формирования деревень и разделение обязанностей между жителями. Игра постоянно развивалась и дополнялась новыми фичами, выглядя при этом достаточно маргинально. Большинство игроков, взглянув на скриншоты H&H, ужаснутся.

Песочницы - будущее MMOG?

Увы, бизнес-модель для этой игры не предусмотрена. Разработчики пытались вытянуть проект за счет благотворительных вкладов, заявляя о своем нежелании зарабатывать на этом. Хобби, однако, привело к тому, что одновременно на единственном сервере играло до 450 человек. Жуткие лаги и регулярные падения сервера никому не по душе и многие готовы были заплатить, чтобы лишиться этих неприятных моментов.

Куда более успешным в финансовом плане получился проект Маркуса Перссона под названием Minecraft. Именно он и побудил меня написать сию заметку, поскольку тенденция стала видна невооруженным взглядом, а возможность заработать на таких играх — вполне реальной.

Песочницы - будущее MMOG?

Опять Java, опять генерируемый мир (на этот раз, мир уже расширяется по мере продвижения игрока по местности), опять крафт. Еще более маргинальная графика привлекла огромное количество фанатов по всему миру — квадратно-пиксельные кубики, из которых создано все в мире Minecraft, только на картинках выглядят странно — в игре же все достаточно органично и стильно. Простенький на вид геймплей при более серьезном ознакомлении уже не кажется таковым. А уж после видеороликов на Youtube, где один из пользователей собрал 16-битный компьютер на базе механики игры, вовсе пропадает желание называть такие игры простенькими.

С финансовой точки зрения Minecraft — сереьзный прорыв. Маркусу удалось продать на сегодняшний день более 380 тыс. копий игры, стоимость которой составляет 9 евро. На специальной странице (http://m00d.net/minecraft/sales/) можно отслеживать количество проданных копий Minecraft буквально с почасовыми графиками. Купивший получает доступ к клиенту и всем последующим обновлениям, ближайшее из которых произойдет 30 октября. Пока что разработчики (вроде как у Маркуса есть трое помощников) полны решимости поддерживать проект и хочется пожелать им удачи.

Последняя в списке игра — Xsyon, создается компанией Notorious Games, в которой, между прочим, больше половины сотрудников родом из Новосибирска. Здесь уже не совсем indie, поскольку игру планируется продавать по достаточно серьезной цене в $40 с ежемесячной подпиской в $15. Пока что проект на стадии бета-тестирования, причем заявленный функционал еще продолжает имплементироваться в игру с помощью апдейтов. В отличие от предыдущих игр, Xsyon имеет уже серьезную графику, солидный дистрибутив (3,5 ГБ) и вид от первого лица. Но внутри он почти полностью повторяет идеи той же Haven & Hearth — племена, разделение труда, борьба за ресурсы. Сейчас про Xsyon сложно сказать что-то определенное, более подробно о нем можно будет говорить месяца через два, когда все идеи будут реализованы.

Песочницы - будущее MMOG?