Предварительный обзор «полупрозрачной» зеркалки Sony Alpha A55, часть 1

После презентации новых цифровых фотокамер Sony мне удалось более тесно познакомиться с самой, на мой взгляд, интересной из представленных: Sony Alpha SLT-A55, зеркальной камерой с неподвижным полупрозрачным зеркалом. Рассматривая полученные снимки, хочу поделиться собственными впечатлениями.

Для начала общая оценка. На мой взгляд, камера полностью оправдывает свою немалую цену, так как ее возможности и функциональность делают эту модель, пожалуй, наиболее универсальным фотографическим инструментом в ценовом диапазоне «около $1000 за kit». Я тестировал именно вариант с комплектным объективом 18-55 мм.

Для кого эта камера? Несомненно, для фотографа-энтузиаста-технаря, исследующего и активно использующего самые новые наработки в области цифрового фото и продвинутые технологии пост-обработки снимков. Но владелец должен не бояться высокой технической сложности устройства и обилия всевозможных функций, от которых поначалу, кажется, просто разбегаются глаза, стоит лишь взять камеру в руки. Alpha A55 предоставляет такое разнообразие творческих возможностей, что в спешке можно запросто растеряться, пытаясь сообразить, в каком же из режимов лучше снять данный кадр и какие функции при этом задействовать, а какие – наоборот, учитывая, что множество из них взаимоисключающие. Но все это доставляет хлопоты только на первых порах – после того как владелец привыкнет к камере и выработает для себя оптимальный навык ее использования в разных сюжетах, ему уже будет очень нелегко перейти на зеркалки других производителей, значительно более простые. Да и сам он этого наверняка не захочет 🙂

Перейдем к конкретике. Испокон веков, а точнее, от самого начала становления DSLR среди наиболее предпочтительной для серьезных фотографов была съемка в формате RAW, с последующим «проявлением» снимка в программах-конверторах. Именно RAW в сочетании с кропотливым ручным трудом за компьютером считался залогом наивысшего качества снимков, на которое способна конкретная камера. А для тех, кто ценил возможность выбрать между качеством и оперативностью, идеальным вариантом была комбинация RAW+JPEG.

Так вот – новые технологии внутрикамерной пост-обработки Sony Alpha A55 уже ставят под сомнение предпочтительность съемки в RAW. Нет, конечно же, при необходимости точно задать баланс белого или «поиграться» с детализацией и шумоподавлением уже после снимка от него никуда не денешься, однако задействование RAW в A55 отключает несколько очень полезных функций. Некоторые из них для меня, например, оказались просто незаменимыми.

Первая – это Multi-Shot NR, многокадровое наложение снимков с устранением шума на высоких ISO. Идея здесь в следующем: яркостной и цветовой шумы на фото, появляющиеся в результате усиления сигнала с матрицы, носят стохастический характер – а значит, «наложив» несколько снимков один на другой, шумовое отклонение каждого пикселя от истинного значения можно минимизировать.

Многие фотографы уже давно научились делать это вручную. Все, что нужно – это включить серийную съемку и сделать 7 снимков сцены, стараясь не сдвигать камеру. После этого их нужно загрузить в Adobe Photoshop с помощью встроенного скрипта Load Files Into Stack, не забыв включить опцию автоматического выравнивания. И наконец, в получившемся документе, состоящем из 7 слоев, расставить прозрачности каждого из них: самый нижний – 100%, второй, над ним – 50%, третий – 25% и т.д., вплоть до 1 % для седьмого слоя. Результат – значительно более чистое изображение, чем единичный снимок, к тому же его можно дополнительно обработать программными средствами шумоподавления (после объединения всех слоев).

Компенсация шумов с помощью ручного наложения серии снимков в Adobe Photoshop

«Скорострельность» в 10 fps сенсора Exmor-R и вычислительные возможности процессора Bionz позволили интегрировать этот процесс непосредственно в саму камеру. После включения Multi-Shot NR для высоких ISO камера вместо одного делает сразу несколько снимков, после чего секунд на 8-10 «задумывается», совмещая и налагая их друг на друга. Результатом ее трудов становится значительно более чистое изображение. Такой режим особенно полезен при съемке в сумерках и ночью с рук, когда нет возможности использовать длинные выдержки. Но, разумеется, есть у него и существенное ограничение – если в кадре присутствуют быстро движущиеся объекты, они могут оказаться смазанными. Причина очевидна – в таком режиме от момента открытия затвора в первом снимке и до его закрытия в последнем проходит заметное количество времени.

Тем не менее, дабы проверить этот режим на практике (а точнее, выбрав на диске режимов пункт SCN и сцену «Съемка в сумерках с рук»), я отправился на прогулку по ночной Москве. Места, где проходил мой маршрут, нельзя назвать особо живописными, однако, надеюсь, эти снимки могут дать представление о возможностях камеры при съемке ночных городских пейзажей (я очень люблю этот жанр). Для просмотра любого снимка в галерее в исходном формате, а также для получения EXIF-информации кликните по фото – вы перейдете на сайт Flickr, где все это несложно найти.

Просматривая результаты, я сделал для себя несколько интересных выводов. Прежде всего, данный режим не панацея – в ряде случаев удается получить более чистое и резкое изображение, снизив ISO и увеличив выдержку до 1/10 – 1/5 с. Эта пара снимков иллюстрирует два различных подхода к съемке цифровой камерой в условиях недостаточной освещенности. Как работает Multi-Shot NR, я уже описал; теперь детальнее о втором подходе, для которого не требуется никаких «навороченных» технологий.

Автоматическая компенсация шумов с помощью наложения снимков Multi-Shot NR Единственный снимок с длинной выдержкой (1/5 с) и низким значением ISO

  

 

 

Суть моего метода проста – если вы снимаете в темноте на разумных фокусных расстояниях (до 50 мм экв) и ваша камера оснащена системой стабилизации изображения (объектива либо матрицы), можно попытаться сделать резкий кадр на низкой чувствительности, но с большой выдержкой. А чтобы быть уверенным в результате, призовем на помощь статистику – если включить серийную съемку и снять 10,20, а то и 50 кадров с выдержкой 1/5 с, то шансы, что хотя бы один из них окажется резким, заметно повышаются. Иногда вполне удается сделать кадр приличного качества с рук даже на выдержке 0,4–0,5 с! Именно таким образом мне зачастую удается успешно снимать в, казалось бы, кромешной тьме по меркам компактных фотокамер.

Ghosting. Теперь второй нюанс, более общий; он касается пригодности использования Alpha A55 для ночной съемки вообще. Казалось бы, неподвижное полупрозрачное зеркало располагает к такому виду съемки, ан нет – при внимательном рассмотрении снимков становятся видны «подводные камни» данной технологии. Это так называемый ghosting – двоение ярких точечных источников света в кадре за счет их переотражения внутри полупрозрачного зеркала.

Взгляните на снимки и их фрагменты. На них заметно, как яркие точки фонариков и огней переотражаются в камере от внутренних поверхностей полупрозрачного зеркала и попадают на сенсор вторично. Из-за преломления лучей в толще зеркала, установленного под углом к сенсору, это отражение оказывается ниже, чем основное изображение источника света. В результате становится заметно характерное двоение огней в кадре.

 

 

К сожалению, у меня под рукой не было другого фотоаппарата, чтобы наглядно продемонстрировать, что данная особенность характерна именно для моделей A33/A55. С другой стороны, нужно также учитывать, что в моих руках побывал предпродажный образец камеры, и не исключено, что в коммерческие версии будут внесены определенные конструктивные либо программные улучшения, устраняющие данный дефект. Окончательный вердикт вынесем после комплексного тестирования, но уже сейчас ясно, что эти особенности камеры нужно учитывать, особенно при ночной съемке.

В следующей серии — подробно об управлении динамическим диапазоном в A55.

<продолжение следует>