Предварительный обзор Sony Alpha A55, часть 2: динамический диапазон

В первой части экспресс-теста мы проверили пригодность зеркальной камеры с полупрозрачным зеркалом Sony Alpha A55 к ночной съемке, и пришли к не самым радужным выводам. Несмотря на обилие функций, которые могут помочь фотографу успешно снимать ночные сюжеты, в самой технологии полупрозрачного зеркала заложен конструктивный недостаток: при наличии в кадре ярких точечных источников света можно ожидать их двоения на фото, т.н. ghosting-эффект. Подробности и примеры в прошлом постинге.

Справедливости ради стоит отметить , что функции Handheld Twilight и Multi-Shot Noise Reduction не являются уникальными для моделей Alpha A33/A55. Они доступны во всех камерах Sony, где используется матрица Exmor и процессор обработки Bionz. Например, они есть в гибридных беззеркальных камерах NEX-3 и NEX-5, а также компактных DSC-T9 и DSC-WX5. Причем у этих камер эффекта ghosting не будет.

В этом постинге хочу обсудить другие очень интересные и востребованные функции Sony Alpha A55 – причем они также характерны и для всех вышеперечисленных камер семейств NEX и CyberShot. Речь идет об интеллектуальном управлении динамическим диапазоном, которого, кажется, никогда не бывает слишком много.

Динамический диапазон, детализация и контрастность (краткий ликбез)

Что такое динамический диапазон камеры, и каким образом он может быть связан с такими, казалось бы, далекими друг от друга вещами, как детализация и контрастность? Я приверженец наглядности и считаю, что хорошая иллюстрация может быть ценнее страницы текстовых объяснений. Поэтому с помощью графического редактора я сымитировал ситуацию, когда один и тот же сюжет снимают камерами с узким, стандартным и расширенным динамическим диапазоном:

Узкий динамический диапазон: потеря детальности в светлых и темных областях (небо, дерево)Стандартный динамический диапазон: компромисс между детализацией и контрастностью Расширенный динамический диапазон: лучшая проработка деталей, но общая блеклость и невыразительность картинки

Надеюсь, суть проблемы хорошо видна. На снимке слева – избыток контрастности приводит к заметной пропаже деталей в светлых и темных областях. А ее недостаток – на снимке справа – делает его блеклым и невыразительным, несмотря на наибольшее количество деталей.

Центральный снимок – то, что можно считать разумным компромиссом между контрастностью изображения и его проработкой. Существенные детали не упущены, однако и изображение выглядит контрастно, отчетливо, естественно и привлекательно.

Как видно, снимки, сделанные нашими воображаемыми камерами с узким и расширенным динамическим диапазоном, уступают по качеству визуального восприятия центральному снимку. Так почему же большинство фотографов так гоняется за широким динамическим диапазоном? Ответ простой: потому что из правого снимка путем постобработки всегда можно сделать центральный (собственно, именно таким образом эта иллюстрация и получена). А вот сделать центральный из левого – уже не выйдет никак.

То есть, повысить контрастность изображения за счет уменьшения динамического диапазона и потери несущественных деталей обычно не составляет особой проблемы – для этого предназначены инструменты Levels («Уровни») и Curves («Кривые») в графическом редакторе. А вот со снимком, где детали изначально безвозвратно потеряны, сделать уже ничего нельзя. Конечно, искусственно снизить контрастность с помощью тех же инструментов особой проблемы не составит, да только это никак не поможет «проработать» небо и глубокие тени.

Почему бы в таком случае не снимать камерами со стандартным динамическим диапазоном, не усложняя себе жизнь дополнительной пост-обработкой? С одной стороны, многие любители так и поступают. С другой же, реальные съемочные ситуации порой имеют такой непредсказуемый характер освещения, что способны поставить в тупик не только «умную» экспонометрическую автоматику, но и самого фотографа. Да и, кроме того, откуда вообще вашей камере знать, какие именно детали для вас в данном конкретном случае более важны – в светлых или в темных областях? А ведь для получения правильной экспозиции и контрастности какими-то все же придется пожертвовать, так или иначе. Поэтому хочется иметь здесь какое-то "пространство для маневра".

Раньше выходов из ситуации было всего два: съемка в RAW (динамический диапазон в этом формате обычно превышает таковой для JPEG) либо брекетинг по экспозиции, т.е. съемка нескольких кадров с разными значениями выдержки/диафрагмы/чувствительности и выбор наиболее удачного варианта впоследствии. Sony же в своих новых камерах предлагает несколько дополнительных мер по управлению динамическим диапазоном, которые мы и рассмотрим на примере Sony Alpha A55.

Sony Alpha A55: Dynamic Range Optimizer и Auto HDR

Dynamic Range Optimizer работает по тем же принципам, что и функция Shadows/Highlights в Adobe Photoshop. Задействуя ее, камера (теоретически) старается выбрать экспозицию таким образом, чтобы зафиксировать наибольшее количество деталей в светлых областях и тем самым избежать жесткой передержки, которую в цифровом фото исправить очень тяжело. При этом темные области будут выглядеть на снимке недодержанными, излишне темными — но это как раз исправить достаточно просто, подняв уровень теней с помощью "Кривых" (Curves).

Функция DRO как раз и выполняет автоматический "подъем теней", что хорошо видно на гистограммах:

DR OffDR Auto

Степень требуемого подъема теней можно задавать от DR1 до DR5, либо оставить его на усмотрение камеры (DR Auto). А можно вообще выключить данную функцию и добиваться аналогичного, а то и лучшего результата пост-обработкой, особенно если при этом еще и снимать в RAW. А вот для тех, кто предпочитает оперативность, эта автоматика может и пригодиться. Жаль, что такую постобработку нельзя (?) применить к готовому снимку прямо внутри камеры — на приведенном примере не заметно, чтобы камера в режиме DR Auto меняла экспозицию и отдала предпочтение светлым областям, поэтому польза от DRO состоит только в отсутствии необходимости запускать Photoshop.

Совсем другой подход реализует технология Auto HDR. Для тех, кто не знаком с терминологией: HDR (High Dynamic Range) — это общепринятое обозначение технологии, позволяющей за счет наложения нескольких снимков с разной экспозицией добиться максимально широкого диапазона и наибольшей передачи деталей. Сравните исходный снимок и Auto HDR в режиме 6 EV (наибольшая широта):

DR OffAuto HDR 6 EV

Взгляните: на снимке справа переход между ярко освещенным участком и лежащим в тени практически не выражен, а детали и в светлых, и в темных областях сохранены. Чтобы достичь этого, камере нужно сделать сразу три снимка: с корректной экспозицией, с недодержкой в 3 EV и с передержкой в 3 EV, после чего совместить их и особым образом сложить. В результате даже в такой сложной, с точки зрения освещения, сцене удается сохранить всю необходимую информацию и снизить избыточный контраст.

Однако результат HDR-съемки выглядит не слишком реалистично, и это общая проблема для снимков, сделанных таким образом. Решается она элементарно — нужно просто сделать еще один шаг и увеличить контрастность снимка до естественных значений, намеренно жертвуя детализацией. К сожалению, большинство фотографов, снимающих в HDR, настолько переживают при виде загоревшегося индикатора потери детальности (клипинга) в редакторе, что чаще всего эту операцию вообще не выполняют. А зря.

Вот примеры того, как нужно обрабатывать HDR-снимки, чтобы они воспринимались правильно, чтобы была хорошо ощутима яркость света, заливающего их светлые области:

HDR-изображениеСкорректированное изображение

Что касается реализации функции Auto HDR в Sony Alpha A55, то она, в общем-то, хороша настолько, насколько это вообще возможно. Впрочем, это естественно, ведь в ней нет ничего из ряда вон выходящего. Все, что нужно для получения HDR-изображения с помощью любой цифровой камеры — это снять в режиме брекетинга по экспозиции, а потом сложить три снимка, например, с помощью скрипта в Photoshop, называющегося Merge To HDR. Ну и не забыть после этого выполнить финальную коррекцию полутоновой контрастности с помощью "Кривых" (Curves). Здесь Alpha A55 берет на себя функции скрипта в Photoshop, но последний этап обработки HDR-изображения все равно придется выполнять вручную.

Таким образом, технологии, реализованные в Sony Alpha A55 для управления динамическим диапазоном, не представляют собой какого-либо прорыва с технологической точки зрения. С аппаратной точки зрения возможности камеры остались прежними — разработчики просто интегрировали алгоритмы обработки, применяемые в распространенных графических редакторах, в DSP-процессор, и автоматизировали их выполнение.

Удобно ли это? Для тех, кто ценит оперативность и не любит возиться с Photoshop или Lightroom — безусловно, очень. Универсально ли? Увы, нет. Во-первых, при съемке с DRO камера не снимает в RAW и не сохраняет исходное изображение, а при включении Auto HDR хранит только обычный снимок и результат сложения (разумеется, также без RAW). Поэтому, применяя описанные выше технологии вручную, однозначно можно получить больше гибкости и достигать и более качественных результатов. Вот только есть ли у вас на это время и силы, да и, по большому счету, стоит ли овчинка выделки?

И чисто субъективное наблюдение. Прогуливаясь с камерой по Москве ярким солнечным утром, я обратил внимание, что почти не использую DRO, но зато почти не выключаю Auto HDR. В случае, когда пользы от расширенного динамического диапазона не заметно, я просто удаляю HDR-версию снимка и оставляю обычную. Но более чем в 70% случаев при съемке на улице Auto HDR оказывается полезной, и после проведения финальной пост-обработки мои фото выглядят значительно лучше, чем обычно. Но если бы этой функции в камере не было, я очень сомневаюсь, что снимал бы в HDR вручную, с помощью брекетинга. Выводы же каждый для себя сможет сделать сам.

В третьей части — дискуссия о скорости автофокуса и примеры видеосъемки камерой Sony Alpha A55.