Реестр IMEI: цирк продолжается?

И снова на повестке дня тема про IMEI. Появилась новость о том, что запуск системы отслеживания IMEI и отключения "серых" телефонов переносится как минимум на конец этого года. Правда, сразу же за новостью появилось опровержение, мол, никто еще ничего не переносит. Де-факто, сейчас все четыре оператора подали в НКРЗ заявки об отсутствии технической возможности осуществлять такие проверки, и достижении такой готовности к ~Новому Году, а то и позже.

За последний месяц несколько компаний интересовались моим видением ситуации с проверкой IMEI, и всем я озвучил один и тот же прогноз — по моему мнению, эта система работать не будет, ни с 1 сентября, ни с 1 января, ни когда либо еще. Слишком уж она бестолково задумана, слишком далека и от реальных проблем, и от реальных способов их решения, и слишком многим интересам противоречит.

Для начала напомню об отвратительном состоянии дел с наполнением базы реестра IMEI, о котором не так давно отписывал Леша Тараненко. Постоянно работающие в операторских сетях телефоны на сегодняшний день отсутствуют в базе с вероятностью в 50-60%. Есть огромная вероятность, что на 1.09 легальных, но незарегистрированных в базе аппаратов останется минимум 20%, при любом раскладе. Это чревато массовыми проблемами у пользователей, в которых будет однозначно обвинен госорган (если будет организовываться коллективный иск, то я с удовольствием приму посильное участие в освещении хода дела). Вряд ли власть пойдет на такое ухудшение собственного имиджа перед выборами. В итоге, госорганам этот реестр определенно не нужен.

Еще меньше он нужен операторам. Отключение аппарата означает гарантированную потерю абонента. Где, как и с каким терминалом он потом осядет, вопрос сложный, но ныне обслуживающий его оператор гарантированно потеряет, так как первое, что сделает отключенный абонент — попытается переподключиться к другой сети (ну не в очереди же в приемную стоять, и не за бумажками по таможням бегать в самом деле). Далее, на операторов обрушится мощнейший поток претензий от тех же владельцев легальных аппаратов, которые будут отключены вследствие неизбежных ошибок. Им это не нужно. Это неизбежное снижение доходов, которое в кризис просто недопустимо. А понеже операторы — гораздо более крупные плательщики в бюджет, чем производители (о последних чуть позже), то госорган наверняка к ним прислушается.

Производителям это тоже в самом деле не нужно. Изменения в логистике, дополнительная возня с блоками IMEI и их передачей, неизбежные задержки с вводом в базу (речь идет о примерно миллионе устройств разных классов и марок в квартал, каждый со своим уникальным довольно таки длинным цифровым кодом), неизбежно усложнят работу на и так уже сложном кризисном рынке.

Как видим, полноценная работа системы блокирования "серых" телефонов IMEI на самом деле никому не нужна. А это верный признак того, что она либо работать не будет, либо будет работать, но чисто формально. На самом деле, нет абсолютно никакой технической возможности проверить, действительно ли конкретный оператор отключает телефоны, или только рассылает предупреждения, или вообще их не рассылает. Возможно, будет некая имитация деятельности с отключением абонентов, которые не подают признаков жизни больше года, или что-то еще в этом духе.

Но в рамках нынешней политической ситуации более вероятно, что вопрос решат явно, в рамках правового поля. Либо в виде отсрочки запуска системы, либо в виде отмены постановления НКРЗ. В последнем случае в плюсе останутся все, в минусе — только государственный бюджет, из которого на строительство этой потемкинской деревни ушла уже крупная сумма.

А теперь мое видение реальной проблемы и того, как с ней стоит бороться.

Загвоздка кроется в определении "серый телефон". За неполное десятиление существования этого "термина" в него намешана куча всяких смыслов. Выделим из них два наиболее важных: 1) это телефон, не прошедший или неполностью прошедший процедуру таможенной очистки, 2) телефон, не имеющий сертификата соответствия от Укрчастотнадзора и 3) телефон, закупленный без согласования с местным представительством компании-производителя.

Для нас, как граждан государства Украина, наиболее важным является пункт 1. Я лично не хочу, чтобы моя страна продолжала быть родиной контрабаса. Тем не менее, статистика свидетельствует, что меньше 10% телефонов в 2008 г въехали на территорию Украины под видом телефонов, все остальные прикидывались ветошью или металлоломом. Так вот, дело в том, что они не сами так въехали, а только при помощи совершенно конкретных сотрудников таможенной службы. Я считаю, что а) самым и б) единственно эффективным методом борьбы с этим оттенком серости в телефонах могут быть только жесткие проверки в таможенной службе с последующим отловом и показательным наказанием чиновников, виновных в пособничестве махинаторам. Но опять-таки, при этом обязательно нужно избежать идиотизма в виде полного блокирования поставок телефонов, обязательного раскрытия каждой коробки, или внедрением очередного сорта наклеек. Не надо перевешивать проблему в госорганах на коммерцию или потребителей, нужно решить ее в рамках самих госорганов.

По пункту 2 ситуация несколько сложнее. Сертификация определенно нужна для защиты нашего рынка от недоброкачесвтенной или откровенно опасной продукции (китайский нонейм способен произвести такое, что за голову возьмешься…), я говорю не о мифическом SAR, а о более реальных рисках возгорания или взрыва. Но процедуру сертификации нужно упрощать, а главное — удешевлять. По моим прогнозам, в ближайшем времени рынок подлежащих сертификации мобильных терминалов ждут такие перемены, что если мы ограничимся нынешним набором игроков, которые могут позволить себе сертификацию своих продуктов, то рискуем сильно пострадать в плане ассортимента продукции и вообще вылететь "на обочину прогресса". Определенно нужно привлекать на наш рынок продукцию малых и молодых производителей.

Наконец, по пункту 3, я считаю, поддерживать претензии производителей на государственном уровне нельзя, наоборот, нужно по максимуму их умерить. Причины появления такого рода "серяка" — это либо низкий приоритет украинского рынка в системе поставок продукции, либо прямые просчеты в работе украинского офиса. Если по этим причинам возникает задержка в поставках популярного продукта в Украину, рынок "всасывает" новинку из соседних регионов, при этом такие поставки объявляются "серыми", производитель первым делом отказывает потребителю в гарантии, а дальше стремится по возможности прищемить его еще. Почему мы должны это терпеть?

Ходят слухи, что вся история с IMEI является плодом инициативы одного крупного производителя, имеющего вечные проблемы с "серыми" поставками своих продуктов в Украину. Не знаю, насколько это правда, буду разбираться. Сам производитель, понятно, ничего не скажет, но из связанных источников можно извлечь многое, попробую.

А пока — ждем сентября, делаем ставки. Я свою сделал уже:).