Самый крутой в мире игровой контроллер для автосимов

Фанаты своего дела есть в любом хобби. Вот и среди геймеров-любителей автосимуляторов есть немногочисленная, но впечатляющая своей усердностью категория «суперэнтузиастов», которым не хватает для получения удовольствия от игры просто мощного компьютера, монитора побольше и качественного руля с педалями и рычагом КПП (что является пределом мечтаний более казуальных игроков). Тогда в ход идут специальные кресла, аналогичные спортивным автомобильным и даже различные конструкции из металла и других материалов, позволяющие создать в помещении ощущение, гораздо более близкое к реальному кокпиту гоночного болида. Опять таки, бюджетные решения такого рода производятся серийно и предлагаются в розничной продаже даже в Украине по вполне разумной цене, а на сборку «топового» набора автосимуляторщика по собственному проекту фанаты могут потратить не одну тысячу долларов.

И все же даже самым изобретательным конструкциям невероятно далеко до того, что придумали студенты инженерной школы Каяанского Университета прикладных наук в Финляндии, а точнее – участники учебного проекта CarLab, официально именуемого VIS — Vehicle Information Systems. В распоряжении их лаборатории имеется новенький VW Scirocco, над исследованием работы электронных систем которого они и работают. Студенты за несколько месяцев постепенно собрали информацию о том, какие сигналы, проходящие по CAN-шине, отвечают за различные команды для блоков управления машиной. Большую часть сигналов удалось расшифровать с помощью стандартных PID-запросов ("Parameter IDs", диагностические запросы OBD-II, отправляемые с внешнего сканирующего устройства или ПК с соответствующим программным обеспечением), но все же не обошлось без помощи местного дилера и сервис-центра Volkswagen, т.к. обычно автопроизводители достаточно ревностно охраняют информацию о структуре данных — в данном случае, сложность представила идентификация нужных сигналов от контроллера ABS. Затем, используя модифицированную программу для снятия данных с ЭБУ грузовиков и собственное ПО, транслирующее сигналы от авто в стандартные сигналы компьютерного джойстика, финны смогли заставить Scirocco работать в качестве… игрового контроллера! Это успешно демонстрируют видеоролики с тестированием в игре Rally Trophy.

В качестве осей джойстика выступают рулевое колесо и педали автомобиля, подключение к ПК осуществляется через стандартный диагностический разъем OBD-II (присутствующий в любой современной машине), а как игровой контроллер Scirocco совместим с любой игрой — распознается, как стандартный джойстик. Создатели проекта особо отмечают, что сам автомобиль не подвергался никаким модификациям, кроме установки в него ПК на базе Core 2 Duo с 2 ГБ ОЗУ, Windows XP и 7-дюймовым ЖК-дисплеем, а также "не относящейся к делу" качественной акустической системы на базе компонентов Focal.

Пока что работа над неожиданным применением нового хот-хэтча Volkswagen еще продолжается. В дальнейших планах по улучшению функциональности "суперджойстика" — реализовать выведение на спидометр и тахометр соответствующих значений скорости и оборотов двигателя игрового транспортного средства. А главная проблема, с которой столкнулись CarLab: ощутимая задержка реакции на поворот руля (около 300 мс) — хотя им постепенно удается ее снизить, корень проблемы кроется в работе протокола обмена данных интерфейса, связывающего ПК и CAN-шину. Если будущие оптимизации не дадут ощутимого эффекта, студентам придется "врезаться" к CAN напрямую — это вполне возможно, но потребует таки проведения некоторых манипуляций с проводкой автомобиля, вместо подключения через удобный разъем OBD-II…

P.S. Честно говоря, узнав об этом проекте и его происхождении, более всего я был восхищен тем, как был сформирован сам CarLab/VIS. Оказывается, по мнению местного самоуправления региона Кайнуу (где расположен университет), развитие направления автомобильных информационных систем является одним из ключевых аспектов будущей экономической конкурентоспособности региона. А главная задача стартовавшей в 2008 году программы VIS — формирование к 2015-му году образа города Каяани, как международно признанного центра данной отрасли, который предоставляет автомобильной индустрии услуги по исследованию, разработке, тестированию электронных систем автомобилей и обучению соответствующих специалистов! Общий объем финансирования за 7 лет должен составить 17 млн. евро, которые поступают из бюджета региона Кайнуу и города Каяани, а также из бюджета Университета прикладных наук. Наверное, есть чему поучиться нашим чиновникам от образования у финнов…