Снять короткометражный фильм на смартфон: своим опытом делится победитель фестиваля «Де кiно»

Снять короткометражный фильм на смартфон: своим опытом делится победитель фестиваля «Де кiно»

22-23 сентября на киностудии FILM.UA в Киеве состоится фестиваль короткого метра «Де кiно. Eпiзoд 2», на который сейчас набирают конкурсные работы. Они принимаются в пяти нетипичных номинациях: «вебизод», «драма», «комедия», «ужасы» и «фильм на мобильный телефон». О своем опыте съемки короткометражного фильма на смартфон, ITC.UA рассказал Альберт Морозов, победитель номинации «фильм на мобильный телефон» фестиваля «Де кiно» в 2016 году.

Сейчас, в наше время с помощью социальных сетей и площадки YouTube можно показать широкой публике свой короткометражный фильм, не прикладывая больших физических и материальных усилий. Но все это не идет в сравнение с участием в кинофестивалях. Это можно сравнить с чтением книги. Одно дело, когда читаешь электронный вариант в смартфоне и совершенно другое, когда ты держишь в руках саму книгу. Вроде бы и читаешь одно и то же, но чувства совершенно разные. Фестиваль, он как книга – его можно ощутить, прочувствовать. Твой фильм смотрит «живой» зритель и получаешь ты «живые» аплодисменты, вместо бездушных лайков. На «Де кино» я чувствовал зрителя. Переживал за свою работу, искренне радовался успеху других работ. Это непередаваемые чувства, которые должен ощутить каждый начинающий режиссер.

Для тех, кто еще откладывает свое участие в фестивале «Де кино. Эпизод 2», скажу, что награда однозначно повлияла и в профессиональном плане. Прежде всего, появилась уверенность, что я все делаю правильно. Еще больше укрепилось стремление к новым победам и достижениям.

Теперь о деталях. Изначально, планов снимать фильм на смартфон не было. Так сложились звезды. Посреди съемочного процесса из-за тридцатиградусной жары вышла из строя камера. Находясь вне Киева, съездить за новой не представлялось возможным. Тогда мы решили продолжить сьемку на смартфон. Ним стал iPhone одного из членов съемочный группы.

Съемка у нас длилась два съемочных дня. Подготовительный процесс шел около месяца. В съемочном процессе было задействовано не больше 10 человек, включая актеров. Поименно все отображены в титрах фильма. Так как работали мы не за деньги, а ради искусства − единственной наградой для нас было именно имя в титрах. Монтаж и компьютерная графика заняла несколько недель. Я большой поклонник линейки Adobe. Всегда советую всем изучать Premiere и After Effects. В своей связке это лучшие программы для линейного монтажа и композитинга.

Самой большой трудностью на съемках «Нелли и я» для нас стала локация. В поисках кукурузного поля мы объездили огромное количество близлежащих сел. Наконец, нашли искомое в селе Подгорцы. Но и на этом трудности не закончились. Мы были ограничены во времени. Снимать нужно было быстро, потому что урожай могли собрать и нашего кукурузного поля просто бы не стало.

Хочется сказать, что рассказ, по которому был снят фильм, это экранизация моего одноименного рассказа, который был опубликован десять лет назад.  Адаптация под сценарий много времени не заняла. Текст очень хорошо вписался в закадровый голос.

По поводу съемки на телефон, то если у вас нет крайней необходимости снимать на смартфон, как возникла у нас при поломке камеры, лучше этого и не делать. Основное его преимущество − это доступность под рукой. Но только последние модели, которые стоят довольно-таки недешево могут дать более-менее сносную картинку. К примеру, за цену iPhone можно купить минимум три action-камеры китайского производителя, которые по картинке дадут тот же самый результат. И то! Если вы не обладаете минимальными знаниями обращения с такими программами, как Adobe Premiere, After Effects или DaVinchi Resolve добиться сносной картинки вам будет тяжело, не имея навыков цветокорекции. К примеру в нашей «Нелли», кадры которой снимались на фоне кукурузного поля, чтобы добиться «киношного» вида с помощью After Effect было полностью заменено небо, которое выбилось у нас из экспозиции и дало очень большой пересвет. Футаж спас кадр и придал тот самый красочный и киношный вид. Преимущество телефонов по сравнению с теми же самыми начальными зеркалками Canon 600D, 650D, 700D, которые к слову стоят в два раза дешевле iPhone, в том, что он и другие флагманы снимают в 4К с бешеной детализацией, и она поможет вам потом в работе с композитингом, ротоскопом и масками. Вы без труда с можете отделить объект от заднего фона и подставить нужный вам фон, подводя ваш кадр к киношному виду. Но добиться киношной картинки, к примеру, которую без труда снимет любая начальная зеркалка с помощью портретного объектива, на iPhone или другой флагман вы не сможете.

Кстати, тем, кто уже решил принять участие в номинации «фильм на мобильный телефон», но еще не снял конкурсное видео, советую также обратить внимание на то, что еще одно проблемой съемки может стать стабилизация. Из-за минимального веса смартфона очень трудно снять качественную стабилизированную картинку. Не возникнет проблем, если кадр статичный − можно просто поставить телефон на штатив, но, если ваша история подразумевает движение, проблем со стабилизацией не избежать. Сейчас существует множество способов стабилизации движения, в том числе и для телефонов. Самый востребованный и передовой − это электронные стабилизаторы. Но они стоят денег. Если денег нет можно воспользоваться фантазией! Умеешь кататься на роликах? Это прекрасный способ снять красивый кадр в движении. Не умеешь кататься на роликах − становись на скейтборд. Все что на колесах может стать для вас прекрасной системой стабилизации движения. И в вашей картинке не будет раздражающей трясучки, а картинка приобретет профессиональный, киношный вид.

И напоследок отмечу, что никогда нельзя опускать руки. Все вокруг наполнено изумительными историями. Нужно просто капельку сноровки и упорства, чтобы научиться их видеть и запечатлевать на «пленку».