Sony PlayStation Vita – последняя портативная консоль

Sony PlayStation Vita, продажи которой на этой неделе стартовали во всем мире, в том числе и в Украине, отличное устройство – мощное, продуманное, с массой интересных возможностей… Вот только есть ли у него шансы в противостоянии с самой популярной на сегодня игровой платформой – смарфтонами.

Я оставлю за границами этого материала вопрос о стоимости PS Vita в Украине – в баснословных накрутках виновата не Sony, а отечественная законодательная база и в ближайшее время эта ситуация не изменится. Речь не о том нужна ли PS Vita украинским геймерам, стоит задуматься, нужна ли вообще сегодня отдельная портативная игровая приставка.

Sony пророчит PS Vita долгую жизнь, за которую она, за счет игр, окупит и немалую стоимость разработки и традиционные убытки от продажи самих устройств на начальном этапе. Sony всегда исповедовала подобный подход и до сих пор у нее все получалось. Та же PSP хорошо продавалась в течение 7 лет и разошлась общим тиражом 73,34 млн. экземпляров. Вот только за последние два года ситуация кардинально изменилась – многие потенциальные покупатели PS Vita уже имеют в кармане мощную игровую приставку с огромной базой недорогих и бесплатных игр – смартфон. И совсем не факт, что они захотят добавить к этому устройству еще одну консоль – PS Vita.

Да, большинство игрушек на смартфонах – это казуальные проекты с сессионным геймплеем, настоящих хардкорных игр почти нет, хотя они понемногу и появляются. Но в том-то и дело, что люди уже привыкли к сессионным играм и далеко не все хотят вникать в сложный, запутанный геймплей или посвящать портативной игре полчаса или больше за одну сессию. Принцип порционного потребления контента, любого, от SMS и твиттов, до музыки и игр стал нормой, и изменить это уже невозможно. Кроме того, миграция между казуальной и хардкорной аудиторией идет только в одну сторону – хардкорные геймеры с возрастом становятся казуальными, но никогда наоборот. Sony подчеркивает, что PS Vita нацелена на core and hardcore gamers, вот только эта аудитория, априори, на порядки меньше казуальной.

Да, хардверные джойстики и кнопки в разы удобней, чем тач-скрин, играть на котором в шутеры, файтинги или action ужасно неудобно. В этом плане традиционное управление PS Vita дает огромную фору смарфтонам и планшетам. В Sony наблюдается даже некоторый переизбыток органов управления. Кнопки, джойстики, унаследованная еще от PS One крестовина, шифты, тач-скрин, гениальная задняя сенсорная панель, акселерометры, камера (!), микрофон для голосового управления. Вы не поверите, но в некоторых играх используются все эти элементы управления, что действительно вводит в некоторое замешательство. Впрочем, больше не меньше и заменить джойстики действительно сложно… Хотя постойте, всего $25 и проблема решена, а китайские аналоги Fling можно купить и за $10. Конечно, это не полноценное решение, все равно уступающие джойстикам PS Vita, но все же. Кстати, интересно, как быстро задние сенсорные панели появятся в топовых смартфонах.

Да, на текущий момент PS Vita одно из самых мощных портативных устройств, 4-х ядерный ARM Cortex-A9 MPCore плюс 4-х ядерный графический чип PowerVR SGX543MP4 очень мощное сочетание, позволяющее реализовать на портативной консоли графику почти что уровня PlayStation 3. Вот только 2-4 часа автономности PS Vita сводят на нет все преимущества портативности. Смартфоны же в свою очередь уже в этом году догонят Vita по мощности, 4-х ядерные процессоры той же архитектуры выпустят NVIDIA, Samsung, STMicroelectronics, TI. А летом 2012 г. появится и новый 8-ми ядерный ARM Cortex-A15 MPCore. Не думаю, что Sony решится к концу года обновить железо.

Впрочем, как показывает опыт других консолей Sony, дело не в голой вычислительной мощности, а в умении эту мощность использовать. Самые красивые и совершенные в графическом плане игры выходят на финальной стадии жизни консолей, когда программисты в полной мере осваивают все возможности железа. С другой стороны тоже можно сказать и о разработчиках игр для смартфонов, они тоже учатся и некоторые современные проекты для iOS и Android если и уступают хитам PS Vita, то незначительно. Думаю, в 2013 году графика на смартфонах догонит и обгонит стационарные игровые консоли.

Да, ценность консоли определяет совсем не железо, а игры. В текущей линейке PS Vita только один killer title – Uncharted: Golden Abyss, но многие купят приставку только ради одной этой игры, не смотря на то, что авторы этой серии приключений Нейтана Дрейка не Naughty Dog. В Sony возлагают большие надежды на осень, когда на Vita выйдут очередной Call of Duty, совсем новый Assassin’s Creed (сотрудники Sony говорят об этом проекте с восхищением, но, связанные NDA, не выдают ни одной детали), другие осенние хиты. Это вероятно подхлестнет интерес к консоли и повысит продажи, но ведь и на iOS и Android к осени появятся новые игры, в том числе Call of Duty и Assassin’s Creed. Скорей всего это будет не прямые порты, а спин-оффы, с упрощенным геймплеем, но фанатам серий и этого достаточно.

А вот здесь в дело вступает главный фактор – цена на игры. Sony ставит ценник в $30-50 на проекты для PS Vita, плюс недорогие игры можно будет загрузить через SEN (PSN). Вот только за два прошедших года пользователи совсем разучились платить такие деньги за мобильные игрушки. Средняя цена неплохих казуальных игр в AppStore и Android Market $1-3, максимальная для шутеров и настолок $7-10. При этом всегда можно подождать распродажи и купить «дорогую» игру за те же $0,99. В 30-50 раз дешевле, чем у Sony! Спрашивается при всей хардкорности, удобстве управления, потрясающей графике пользователь купит одну игру на PS Vita или 30 на iOS или Android? Думаю, ответ понятен. При таких ценах на игры PS Vita действительно станет последней портативной игровой консолью, которой отведена роль нишевого продукта. О тиражах PSP здесь говорить не приходится.

Sony не захочет и не сможет снижать цену на игры, это их основной заработок. И это, в итоге, может погубить и приставку, и саму компанию, которая, как известно, уже четвертый год испытывает сейчас серьезные финансовые трудности. Назначение Казуо Хираи CEO Sony вселяет надежду, он все-таки развивал бизнес PlayStation, и знает вопрос не понаслышке, но то, что грядет реструктуризация, сокращения и закрытие неприбыльных проектов, не вызывает сомнения.

Как это ни странно, вполне логичным выходом для Sony может стать выпуск смартфонов на собственной операционной системе, созданной на базе софта PS Vita. Теперь, когда Sony полностью выкупила смартфонное подразделение Sony Ericsson у нее есть все для такого шага. В этом ключе не очень радушно принятый публикой Sony Ericsson Xperia PLAY выглядит достаточно прогрессивным решением. Добавьте в этот смартфон аналоговые джойстики, задний сенсорный экран, новый процессор и библиотеку недорогих игр PlayStation – и все получится.

Впрочем, это ничуть не изменяет того факта, что Sony PlayStation Vita будет последней портативной игровой консолью. Все-таки потенциальный Sony Xperia PLAY Next будет уже просто смартфоном, хотя и с развитыми игровыми функциями.