Так вот, почему у Nintendo и Sony были худшие пресс-конференции на Е3?

Сразу скажу, что ниже речь будет идти только о домашних консолях. 3DS — потрясающе интересная штука и, в перспективе, "wunderwaffe" Nintendo на ближайшие несколько лет.

Если почитать форумы, неважно, английские или русские, видно, что публика посчитала конференцию Microsoft — самой скучным мероприятием на Е3. Может быть, она действительно была занудной. Но это совершенно не важно.

Microsoft привез Natal, переименовал его в Kinect и продемонстрировал, что собирается с его помощью захватить этой осенью рынок. Обычному игроку Kinect не интересен — там фитнесы и видеочат, но с помощью этого гаджета компания хочет переманить аудиторию Wii.

Это 70 миллионов проданных консолей, 70 миллионов домохозяек, пенсионеров и случайных игроков. Если подумать о вероятных прибылях, выходит, что Microsoft провела самую важную конференцию на Е3, а значит, самую лучшую.

При этом, как ни странно, самая интересная презентация — презентация Nintendo — оказалась самой бессмысленной. Но по порядку.

Sony показала несколько сиквелов, несколько новых игр и Move. Со стороны кажется, что у них все отлично. Сначала Каз Хираи улыбается на сцене, потом они выпускают наемного комика, который не очень приятно шутит о Microsoft.

Но все это мишура, фейерверки, в которых Sony прячет отсутствие новостей, потому что новость, по сути, одна — эта Е3 для них проходная. PSP 2 показывать рано, до Playstation 4 еще очень далеко. Все, что они могут, так это попытаться сохранить интерес игроков и выдвинуть Move, в ответ на атаку американцев.

Вот тут появляются первые проблемы.

Даже линейка игр, которую Sony привезла на Е3, кажется странной. Куда-то пропал Last Guardian — их гордость в прошлом году. И почти все новые проекты оказались сиквелами игр с PS3. Анонсы для тех, кто играл Killzone в 2, Infamous и Little Big Planet — для сложившейся аудитории, которые наберут свои два-три миллиона в тиражах, но не помогут продать больше консолей. Ладно. Хуже то, что компания провалила презентацию Move.

Год назад они показали, что у них есть интересная технология. На этой Е3 оказалось, что Sony смогла вылепить из нее всего лишь клон Wii.

Между прочим, Wii на рынке уже четыре года и стоит 200 долларов. Move от Sony обойдется вам в 130. 50 из них стоит камера, 50 — основной контроллер и еще 30 — ручка с дополнительными кнопками. С двумя геймпадами (для вечеринок, верно?) он будет стоить уже 180. Вместе с консолью — 480 долларов. Деньги, за которые можно купить две Wii и две хорошие игры. Очевидно, что главную аудиторию "motion gaming", домохозяек и казуалов, такое предложение не соблазнит.

Видно, что в Sony это понимают — они не показали на презентации игр для casual crowd. Похоже, они позиционируют Move, как Wii для серьезных игроков. И это при том, что серьезные игроки от Wii давно, между прочим, плюются.

Будет интересно посмотреть, что из этого выйдет. Аналитик Пахтер уже успел предсказать, что Move проиграет Kinect в соотношении 1 к 5.

Но у Sony была Valve и Twisted Metal, поэтому воображаемый приз самой грустной презентации все-таки заслужила Nintendo.

Год назад Nintendo была на коне. Рэджи Филс-Эйм хвастался этим на пресс-конференции. 6 из 10 самых продаваемых игр 2009-го вышли на Wii. Невероятных успех. Почему же выступление компании, при этом, было самым неудачным?

Достаточно посмотреть на 6 упомянутых игр — 10 миллионов Wii Fit в двух вариациях, 7 миллионов Wii Sport Resort, которую продают в комплекте с консолью, Wii Play из похожих бандлов, а также New Super Mario Bros и Mario Cart Wii. Все они выпущены Nintendo и среди них нет ни одной игры стороннего разработчика.

Где они? Их делали. Но на протяжении 2009-го и 2010-го чужие игры проваливались здесь регулярно, с ритмом размеренного похоронного марша.

Muramasa: The Demon Blade, MadWorld, The House of the Dead: Overkill, Dead Space: Extraction и Cursed Montain, а также No More Heroes 2, Silent Hill: Shattered Memories и Red Steel 2. Все хорошие — все оценены на Metacritiс выше 80-ти. Продажи большинства из них едва перешагнули за отметку в 200 тысяч копий.

Мне нравится читать комментарии издателей по этому поводу: "Zack & Wiki — одна из самых высокооцененных игр на Wii, ее обожает пресса и при этом за 26 месяцев мы продали всего 120 тысяч по совершенно непонятным причинам".

Причины, мне кажется, очевидны, но я оставлю их для другой статьи. Лучше замечу, что мизерные продажи привели к тому, что в 2010-м издатели отвернулись от Wii. У нее остался только Disney с Epic Mickey.

Большинство остальных игр не от Nintendo, что появятся в этом году  — порты больших мультиплатформенных серий. Дешевые варианты гоночных и спортивных игр, а также action/adventure по кинолицензиям. С исчезновением чужих эксклюзивов Wii превращается в платформу для shovelware — для бюджетного барахла, для корзин с уцененкой в супермаркетах.

И что делает Nintendo на Е3 2010? Может быть, она объявляет программу для инди-разработчиков? Партнерство с кем-нибудь вроде Capcom? Льготные условия издателям?

Нет. Она привозит Just Dance 2 и свежеоткопанные археологические находки: Donkey Kong, GoldenEye 007 и Kirby.

У меня нет сомнений, что это будут отличные игры, но у меня также нет никаких сомнений, что трех релизов в год для консоли недостаточно. В одиночку Nintendo не вытянет Wii. Тем более, что…

Посмотрите на 6 самых продаваемых игр. Заметно, что Wii больше покупают, как средство для похудения. Как думаете, как отнесется аудитория Wii Fit к Donkey Kong и Kirby?

Да, конференция компании была самой интересной, но честнее называть ее поминками. И я уверен, что Nintendo первой покажет консоль следующего поколения. Может быть, уже на следующей Е3.

.