Второй застой российского геймдева?

Единожды обратив внимание на российскую игровую индустрию, российское правительство теперь пытается направить ее в нужную идеологическую сторону.

Символическая картинка — УАЗ "Патриот"

Нужная идеологическая сторона — патриотическая. Мол, не гоже российскому ребенку играть в американскую Grand Theft Auto. Он должен играть в свою GTA, отечественную. Ездить не по копии Нью-Йорка, а по копии Москвы, а в виртуальных машинах должна играть единственная FM-станция — радио "Радонеж".

Я утрирую, конечно, но общие настроения примерно такие. Западные игры создают у населения страны неправильный образ России. В Call of Duty: Modern Warfare 2 стреляют невинных русских в русском же аэропорту, в стратегии World in Conflict коварные русские нападают на Европу, в Battlefield: Bad Company 2 армия РФ десантируется в США и жжет родные американцам хаты, вызывая у тех священный ужас. Куда это годится? Надо, во-первых, не пускать подобные продукты на рынок. Во-вторых, позаботиться о том, чтобы свои, отечественные разработчики насытили этот самый рынок правильными патриотическими играми. На их создание разработчики уже попросили 500 миллионов рублей. При этом никто не гарантирует, что эти игры будут конкурентноспособными (по отношению к западным). Они просто будут.

Российская игровая индустрия (которая, к слову, непосредственно связана и с украинским геймдевом) уже пережила один период застоя. Он случился после скачкообразного роста игрового рынка в 2003 году. У издателей внезапно появились большие финансовые ресурсы, а разработчики пользовались этим — срывали все сроки, потом гнали халтуру, и в конце-концов скатились в производство самого настоящего треша.

Игра Lada Racing Club как символ настоящего треша

Но постепенное падение продаж, растущие требования аудитории к качеству и экономический кризис освежил головы. Разработчики наконец-то перестали витать в облаках, сделались более расчетливыми и прагматичными. Поняли наконец-то, что если делаешь что-то — пусть это будет даже n-ный по счету клон какой-то игры — надо делать это хорошо. Правда, не всегда это получалось и получается, но осознание данного факта безусловно есть — а это уже немало (как говорил классик: русского человека надо уважать хотя бы за намерение).

И вот государство вроде бы не против выделить полмиллиарда рублей на патриотические игры.

Все здесь взрослые люди, так что давайте называть вещи своими именами. Госбюджет — это возможность как для издателей, так и разработчиков, безбедно и относительно беспечно провести следующие несколько лет за созданием хоть и патриотических, но — скажем так — сухих прикладных продуктов. Так как понятно, что никто не ожидает высокого качества. Это как сравнить работу за фиксированную ставку в абстрактном сером госучреждении и работу за проценты на самого себя. В первом случае нет смысла особо напрягаться. А во втором, наоборот — без умения, без азарта, без желания ничего не получится.

А без азарта и желания как раз и не сделаешь хорошую игру. И вообще ничего толкового интересного оригинального — то, что по-хорошему привлечет внимание — не сделаешь. Как бы государственная помощь не произвела обратный эффект, отбросив и саму индустрию, и сознание ее участников на несколько лет назад. А это, с прагматичной точки зрения, вполне возможно.