Wave умер, да здравствует Wave! Или почему Google не умеет признавать своих ошибок.

Как многие уже знают, сегодня Google официально объявила о своем решении закрыть проект Wave, который с большим ажиотажем был запущен больше года назад. У меня отношения с ним были довольно странными, сначала он мне очень понравился, все-таки я люблю разные интересные веб-сервисы, но потом я наигрался, и последние полгода вообще его не открывал. Судя по заявлениям Google, так поступило большинство пользователей, хотя напомню, что в первые недели запуска приглашения на Wave продавали по $70, и люди их даже покупали. Написать о закрытии этого проекта меня сподвиг вовсе не сам факт закрытия, а многие комментарии на различных ресурсах, которые гласят, что Google поступил правильно, признав ошибочность Wave. Скажу сразу, компании практически ничего не стоило закрыть его, да и то, она получила массу новых разработок, впервые появившихся в Google Wave.

Для Google этот проект был экспериментальным, и развивался как стартап внутри компании. Ларс Расмуссен (Lars Rasmussen), идеолог и основатель Wave, рассказывал, что это один из немногих случаев, когда команде разработчиков в Google разрешили дать свободу отдельного стартапа. Таким образом, руководство хотело посмотреть, сможет ли проект развиваться быстрее по сравнению с другими внутри компании. Из этого видно, что в Google не делали ставку на Wave, потому что его развитие контролировалось только участниками проекта. Судя по всему, в компании хотели посмотреть, сможет ли Wave достойно конкурировать с Gmail и Google Talk, и если бы проект за год добился большой популярности, его бы, вероятней всего, начали интегрировать с этими сервисами. Но этого не произошло, и было принято решение закрыть его. Давайте посмотрим, признает ли Google тут свою ошибку? В официальном блоге компания пишет, что нет. Если вкратце, там говорится о том, что Google разработала инновационный инструмент, но никто не захотел им пользоваться, поэтому его закрывают. Так что виноваты сами пользователи, компания тут не при чем.

По правде, участие Google в развитии Wave было минимальным, его делала отдельная команда, компании нечего признаваться в чужих ошибках. Другое дело, что похожим по «успешности» является другой ее проект – Google Buzz. Он был запущен с большой помпой, но насколько я могу судить, ему не удалось хоть как-то подвинуть Twitter и Facebook. Из 20 моих контактов в Gmail, которые с самого начала запуска начали активно использовать Buzz, через полгода ни один больше не оставляет там сообщений. И такая картина, думаю, наблюдается повсеместно, просто Twitter и Facebook использовать удобней, и к этому рано или поздно приходишь, если действительно хочется использовать сервисы такого рода. Так вот я более чем уверен, что, несмотря на схожесть ситуации у Wave и Buzz, последний будут тянуть до последнего и вряд ли закроют. Его будут допиливать, интегрировать с другими проектами, но не закроют. Потому что это уже не эксперимент, а действительно проект от Google, который к тому же разрабатывается в рамках успешного Gmail. Именно поэтому Google не умеет признавать своих ошибок. Тут очень хорошо вспомнить проект Knol, который должен был победить Wikipedia, но он тоже не «выстрелил», и его продолжают развивать дальше. На данном этапе для Google это не является большой проблемой, компания квартал за кварталом бьет рекорды по прибыли, но рано или поздно эти проекты начнут тянуть ее вниз. Поэтому ей и надо начать научиться признавать свои ошибки, отбрасывать лишнее и идти дальше. Не зря ведь говорят, что Google сейчас очень похожа на молодую Microsoft, которая долгое время возилась с неудачными проектами. Но после ряда неудач там поняли, что лучше сделать заново хорошо, чем доделывать то, что плохо. В итоге мы имеем поиск Bing, Zune HD, и готовящийся релиз Windows Phone 7. Все проекты начаты практически с нуля, новыми командами разработчиков.

Я не считаю Wave провалом, этот сервис действительно принес для Google много технологий, которые уже внедряют в Gmail. И скоро они появятся в других проектах компании. Принесет ли Buzz такую выгоду для Google? Я в этом очень сильно сомневаюсь.