Зачем GM строит водородные заправки?

Прочитал недавно интересную штуку. Американский автомобильный гигант General Motors собирается выделить деньги и даже поучаствовать технически в обустройстве инфраструктуры…водородных автомобильных заправок! Сие благородное начинание GM задумало организовать на Гавайях, совместно с гавайским же поставщиком природного и сжиженного газа — The Gas Company (какое оригинальное название для контры, занимающейся импортом, переработкой и поставкой газа…), который владеет разветвленной сетью трубопроводов на острове. Гавайи выбраны по нескольким причинам: острова изолированы от материковой Америки, топливо туда приходится везти в любом случае — что бензин, что газ, что любое другое горючее. Также, Гавайи являются курортной зоной и прогрессивные автомобили на топливных ячейках здесь будут смотреться уместно…как троллейбусы в Крыму! 🙂

Идея заключается в следующем: построить 20-25 водородных автозаправочных станций (либо переоборудовать действующие) и подключить их к действующей системе трубопроводов, принадлежащих "Газовой компании". География размещения этих станций предусматривает, что автомобиль на топливных ячейках всегда сможет добраться до такой станции в течение 10 минут из любого места на острове Оаху…во всяком случае, из той его части, где ездят традиционные автомобили. Но главная хитрость здесь в другом: водород специально ни кто производить не будет, его будут извлекать из потока природного газа, который течет по трубам местного Газпрома. Технические детали этого извлечения не раскрываются, сообщается лишь, что водород будут получать при помощи перепада давления в специальных сепараторах. Судя по всему, имеется в виду что-то вроде этого.

В общем, получается, что строить ничего особо специального не надо, завозить водород тоже нет необходимости, заправляйся и катайся. Осталось дело за малым — где же взять автомобили, которые будут на этом всем ездить? Причем упор делается именно на fuel cells — водородные топливные ячейки, которые в процессе поглощения и окисления водорода вырабатывают электроэнергию. На выходе получается вода и электрический ток. Как много существует серийных машин на топливных ячейках, доступных для свободной продажи рядовым американским (да и всем остальным тоже) гражданам? Кроме этой, особо нет!  🙂

Точнее, одна все-таки есть — Honda FCX Clarity, представленная в ее "пользовательском" виде относительно недавно — в 2007-2008 годах. Массовость этой машины говорит сама за себя: в штатах по состоянию на 2010 год ездит аж 19 этих машин, которые владельцы взяли у Хонды в лизинг по цене 600 долларов в месяц. Ездят они только в ЛосАнжелесе и его пригородах, так как только в этой части США есть сеть из 16 заправочных станций, способных заправлять эти машины водородом. А всего Хонда их предлагает 50 штук. Цена производства такой машины (производства, не рыночная, а себестоимость) составляет 120-140 тысяч долларов США. Как правильно сказал СЕО GM Фриц Хендерсон — полностью электрический Chevy Volt будет стоить $40 000, в то время, как аналогичный автомобиль на водородных топливных элементах обойдется минимум в $400 000, я не вижу коммерческих перспектив у этой технологии.

Так оно в целом и есть. Практически каждый авто производитель построил такой прототип, концепт-кар или тестовый образец, доказывающий саму возможность. Но практически все эти машины имеют себестоимость, выходящую далеко за $100 000, у Honda этот показатель минимален (если верить заверениям самой Honda). В общем получается как-то странно — GM, не имея в своем распоряжении ни одного близкого к серийному производству образца, строит водородные заправки для Honda? Или я чего-то не понимаю?

Кстати, есть ведь и другой способ использовать водород — в двигателях внутреннего сгорания, например. У BMW была модель 7-ки, работающая на водороде, правда особого распространения не получила. Может GM готовит что-то подобное? А еще интересно, что топливные ячейки нашли свое относительно серийное применение в…современных подводных лодках! Немецкий Kriegsmarine имеет 4 таких подводных лодки, заявляя, что по своим характеристикам они приближаются к атомным. Такие же лодки имеют итальянский ВМФ и шведский королевский флот. Сторонники зеленых технологий даже здесь остаются зелеными…правда, в отличие от ветряков, здесь от этого есть толк — лодки в режиме работы на топливных элементах практически невозможно обнаружить (по заверениям самих военных), они могут несколько недель оставаться под водой, а главное — изящно обходят тему наличия у стран-владельцев боевых кораблей с атомной силовой установкой. Даже наши северные братья разрабатывают нечто подобное — подводные лодки класса "Лада"…это только мне страшно? Одну вроде как уже построили, до 2015 построят еще 5.

Подводя итог, хочу спросить уважаемых читателей — а Вы как думаете, кому на Гавайях нужны водородные заправки? Я вот считаю, что реальные их клиенты — это русские и немецкие подводники 🙂