Жесть

Признаюсь сразу: как и почти всякий технарь, я люблю оружие, и мне нравится из него стрелять. Это относится как к пневматическим винтовкам и пистолетам, револьверам Флобера и другим "игрушкам", доступным всем желающим, так и к охотничим ружьям и даже более продвинутым образцам стрелкового оружия, доступным гражданским лицам лишь по специальной лицензии. Время от времени (обычно на выходных) я с удовольствием посещаю стрелковый полигон и тир, где несколько часов, проведенных с грохотом выстрелов и запахом пороха, позволяют сбросить усталость и снять накопившийся за неделю стресс.

И вот что интересно: несмотря на то, что я несколько раз бывал на охотах и у меня есть охотничье ружье, я никогда в жизни не стрелял по живым существам — животным и птицам (ну и людям в том числе, разумеется :)). Есть, видимо, у меня в сознании некий стопор, заложенный не то природой, не то воспитанием — мне тяжело судить, я не психолог — из-за которого моими "врагами" всегда являются пластиковые бутылки, да еще листы бумаги с кругами мишеней. Стреляю я всегда исключительно for fun, и желания убивать не чувствовал никогда, и даже сама мысль об этом мне… скажем так, неприятна. Причем часто даже тогда, когда речь идет о компьютерных играх.

Совсем же иначе, по-видимому, обстоит дело с ребятами-разработчиками из компании Infinity Ward, чей шутер Call of Duty: Modern Warfare 2 вышел как раз сегодня. Кадры из одной из миссий в игре (которая начинается, кстати, с выраженным антироссийским настроением — или это мне так показалось?) под названием "No Russian" уже облетели все блоги и игровые сайты, а также стали предметом бурного обсуждения на самых разных форумах. И это легко понять. Вот, смотрите сами:

Суть такова. Главный герой, внедренный в состав военизированной группировки, участвует в террористическом акте против гражданских лиц в аэропорту. Русских гражданских лиц. В течение 5 минут игрок по сценарию игры вынужден методично расстреливать безоружных людей, кричащих и истекающих кровью. Потому что так задумано режиссером, да.

Я чего-то не понимаю. Первая мысль — разработчики решили таким образом подстегнуть продажи своей игры? Но непонятно зачем — первая часть и так получилась у них просто замечательной, вторую ждали все с огромным нетерпением. А такой, мягко говоря, скандальный способ нарастить популярность наверняка приведет к обратному эффекту — игру просто запретят, по крайней мере, в отдельных регионах.

Интересно здесь также и то, что локализированная на русский версия обходится без данной сцены — и сюжет от этого не слишком-то и страдает. А в оригинальной версии в начале игры игрока просто предупреждают, что некоторые сцены могут быть неприятными (не говоря о сути этих сцен), и предлагают их пропустить. (Интересно, многие ли захотят сделать это, не зная о том, что же это за сцены такие. И многие ли — зная об этом. Мне кажется, в обоих случаях — единицы из тысяч.)

Таким образом, Infinity Ward устанавливает новый прецедент жестокости в компьютерных играх — с непонятной мне лично целью. Риску цинично предположить следующее: как мне кажется, эта и подобные ей сцены вполне могут быть использованы в ходе обучения и натаскивания вполне реальных террористов — ведь известно, что основное в методике обучения киллера заключается в том, чтобы заставить его перестать воспринимать жертв как живых людей. А вот как картинку из игры — пожалуйста. (Самое оно для разрядки социальной обстановки в США, где и так безумные подростки регулярно палят почем зря в своих же одноклассников, ага?) Может, они таким образом решили обратить на себя внимание исламских экстремистов, чтобы те спонсировали разработку следующей, "особой" версии данной игры — но исключительно для внутреннего употребления?..

В итоге у меня есть такие вопросы в эфир:

— Что побудило Infinity Ward создать такую сцену в игре?

— Какова будет реакция общественности и официоза, особенно российских?

— Что чувствуете вы лично, глядя на эти кадры?

— Если намерены купить игру, будете ли проходить данный эпизод?

P.S.: Игру купил (давно хотел), вот прохожу. Еще не дошел до этой сцены, и, честно говоря, пока не знаю, что буду с ней делать. Есть некоторое ощущение, что если все же заставлю себя стрелять, как требуется по сценарию — то что-то во мне изменится. И боюсь, необратимо. А у меня почему-то нет желания меняться в эту сторону. Особенно под влиянием компьютерной игры, будь она хоть трижды замечательной.

P.P.S.: Очень надеюсь, что из-за этого прецедента мы не получим в качестве реакции законодательный акт, запрещающий FPS как жанр (по крайней мере такой, где противники — люди). Иначе у меня, боюсь, таки появится желание убивать 🙂 Разработчиков Infinity Wards, да. 🙂

P.P.P.S.: Объясните вступительный ролик к игре. Имран Закаев, чей памятник мы внезапно видим установленным на Красной площади с надписью "Герой новой России" — это главный террорист первой части игры, ликвидировать которого, собственно, и является главной ее целью. Почему он стал народным героем и удостоился памятника в таком месте, совершенно непонятно. Я что-то пропустил?

P.P.P.P.S.: Эпическую сцену прошел не стреляя. В результате в ее конце во мне признали засланного агента, за что показательно пристрелили — и с этого началась русско-американская война 🙂 Вот интересно, а если бы я стрелял, дело повернулось бы как-то иначе, кто подскажет? 🙂

P.P.P.P.P.S.: Есть и другое заслуживающее внимания мнение на этот счет, от моего коллеги Максима Капинуса (журнал "Домашний ПК"). Тоже интересно, как по мне.