80% украинских школьников хотят учить программирование или уже изучают его самостоятельно

Boy playing or working on laptop computer

Более 60% украинских школьников очень хотят научиться программировать, а 18,5% юных респондентов уже пробуют программировать самостоятельно. Об этом свидетельствует опрос, проведенный среди школьников ассоциацией «IT Украины». 12,7% учеников ответили, что программирование им достаточно интересно, 4,2% хотят получить общее представление о написании программ. Лишь 5% сказали, что программирование им неинтересно вовсе. Опрос был проведен через социальную сеть ВКонтакте, его участниками стали более 1 000 школьников 12 — 14 лет со всей Украины.

Что касается доступа школьников к компьютерам, наличие которых традиционно считается основным препятствием для изучения программирования, опрос показал следующее: у 55,6% опрошенных есть личный домашний компьютер, у 41,6% респондентов есть домашний компьютер, который они также могут использовать. В целях уточнения информации, участники опроса также отвечали на вопрос относительно того, у какой части учеников в их классе есть компьютер. Эти ответы только подтвердили достоверность опроса: свыше 77,5% школьников знают, что более чем у 75% их одноклассников есть компьютеры дома.

По мнению Виктора Валеева, директора ассоциации «IT Украины», сокращение рабочих мест через 10-15 лет, вследствие автоматизации процессов и развития искусственного интеллекта, коснется как несложных рабочих профессий, так и тех специальностей, которые традиционно относятся к сфере умственного труда, поэтому дать школьникам основы программирования – важная задача образовательной системы страны.

В данный момент структура изучения предмета «Информатика» в школах далека от реальных потребностей учеников в знаниях о программировании, т.к. подавляющее количество часов школьной программы уделяется навыкам, которые школьники в этом возрасте, как правило, осваивают самостоятельно. Например, на создание и работу с текстовыми документами, числовыми данными, мультимедийными презентациями и графическими объектами отведено 78 часов, что составляет треть от всей программы изучения информатики в 5-9 классах, программирование же изучается в объеме 33 часов.

Напомним, что вопрос необходимости изучения программирования с раннего возраста обсуждается и воплощается в жизнь в ведущих европейских странах несколько лет. Так, с осени 2014 года, все учащиеся Великобритании с 5 лет будут учиться создавать простые программы, а с 11 лет школьники будут изучать по крайней мере два языка программирования. Во Франции с осени 2014 года начались курсы программирования для учащихся начальной школы, в Эстонии пилотная программа изучения основ программирования с 1 по 12 классы запущена еще с 2012 года. Кроме того, в мире растет популярность различных международных инициатив, как Code.org, Scratch и других платформ, которые предоставляют удобную интерактивную среду для обучения программированию даже самых юных школьников.

Государственная политика Украины делает только первые шаги по изменению школьной программы относительно увеличения объемов преподавания программирования. Так, принято распоряжение Кабинета Министров Украины №338 «О плане мероприятий по поддержке индустрии программной продукции на 2015 год», в котором предусматривается увеличение объема изучения программирования в школах. С аналогичным предложением обратился в МОН и комитет Верховной Рады по вопросам науки и образования.

Источник: АИТУ