Защитный светофильтр: стоит ли платить больше?

В эпоху цифровой фотографии как-то незаслуженно стали забывать о светофильтрах. Я понимаю, что современный фоторедактор может сымитировать большинство эффектов, но тем не менее, на это уходит время – и немалое, если вы отсняли большой пул фотографий. Кроме того, если в каких-то областях кадра информация при съемке была утеряна, то восстановить ее с помощью компьютерных технологий не удастся – только дорисовать. Светофильтры позволят избежать многих таких неприятностей, однако это тема отдельной статьи. Сегодня я хотел бы поговорить о другом.

Нынешняя Киевская фотоярмарка показала, что в основном существует интерес к защитным ультрафиолетовым (UV-) и поляризационным фильтрам. Что касается первых, то цены на защитные стеклышки колеблются от $7-11 до $70-110. Чем же вызвана столь существенная разница в стоимости?

Условно говоря, существует два класса фильтров: профессиональные и любительские. Профессиональные фильтры часто имеют прочную латунную или титановую оправу, позволяющую противостоять случайным ударам и деформациям. Для их изготовления обычно используется специальное оптическое стекло, на которое, как минимум, с одной, а то и с двух сторон, наносят многослойное просветляющее покрытие, практически исключающее паразитные засветки и отражения. Последний, внешний слой покрытия, как правило, является защитным: капельки влаги на нем превращаются в крохотные шарики и легко скатываются, не оставляя следов, кроме того, этот слой отлично защищает фильтр от царапин, которые могут возникнуть при протирке стекла, если на него, к примеру, попала песчинка. Благодаря защитному слою при случайном ударе стекло трескается, но не разлетается на мелкие кусочки, которые способны повредить переднюю линзу объектива. Замечу также, что нередко такие фильтры вообще являются пылевлагонепроницаемыми. Ну и наконец, по торцу «профессиональные стекла» имеют чернение, что также позволяет исключить нежелательные отражение, например, при съемке в контровом свете.
В Сети доступен для просмотра рекламный клип одной известной компании: целую серию профессиональных фильтров бросают в песок, переезжают гусеницей танка – на них ни царапинки, мол, знайте, за что платите. Хотя я искренне надеюсь, что большинство фотографов фильтры используют по своему прямому назначению, и вряд ли собираются испытывать их на прочность, переезжая тяжелой техникой.

Самые дешевые любительские фильтры, как правило, лишены всех перечисленных преимуществ: обычное стекло без просветления и чернения по торцу, алюминиевая оправа и… в общем-то все.

Но это в целом, так сказать, теория. Многим она известна по рекламным буклетам компаний. В том, что защитный фильтр следует применять практически для любого сменного объектива, сомнений быть не может: оптика стоит недешево, и от лишних протирок и прикосновений ее многослойное покрытие разрушается. Защитный фильтр позволяет это предотвратить. Это азбука. И все же возникает вопрос: получим ли мы существенный выигрыш, применяя вместо дешевых любительских защитных стекол дорогие профессиональные? Вопрос непростой. Я провел множество экспериментов с различными фильтрами: на солнце и в сумерках, светил боковым и контровым светом, использовал короткофокусные и длиннофокусные объективы, и честно скажу, особой разницы в качестве снимков я не заметил. Байки про гипотетические контровые засветки слышу от многих, но реальных кадров не удалось получить. Хотя, признаюсь, сам все равно использую дорогие фильтры. Почему? Гипноз дежурных рекламных сентенций? Думаю, нет. Это где-то на генном уровне: люблю качественно изготовленные изделия, особенно из металла (я имею ввиду оправу) – типичный современный субъект для диссертационного исследования по психологии на тему: «Параноидальный комплекс гаджетомании у брутальных самцов начала третьего тысячелетия».

Тем не менее, не рекомендую брать дешевые поляризационные фильтры. Они, как правило, не герметичны: капельки влаги могут проникнуть в щели между стеклом и оправой и спустя год-полтора поляризационное покрытие начнет отслаиваться по краям. Кроме того, замечу, что не следует покупать дорогой «полярик» для каждого объектива из вашего арсенала. Достаточно купить фильтр для оптики самого большого диаметра, а затем с помощью переходных колец адаптировать его под меньшую резьбу.