Борьба с доминированием в интернете, или Почему в ЕС хотят разделить Google

51326134

Буквально на днях Европейский парламент принял резолюцию о разделении бизнеса Google на «поиск» и все остальное.

Хотя в подготовленном документе название Google прямо не упоминается, из разговоров европарламентариев о борьбе с доминированием в интернете и «отделении поисковых механизмов от других коммерческих сервисов» становится очевидным, какая компания имеется в виду.

Данное решение, главным образом, является политическим шагом, поскольку Европарламент не имеет необходимых полномочий для разделения Google или любой другой частной компании. В то же время главному законодательному органу Европейского союза по силам оказать влияние на Еврокомиссию, которая в свою очередь может принять меры к поисковому гиганту в рамках действующего антимонопольного законодательства. Последняя уже четыре года ведет антимонопольное расследование деятельности Google.

В настоящее время ресурс Вusiness Insider опубликовал несколько диаграмм, дающих наглядное представление о том, насколько доминирующим является положение Google на рынке Европы и мировом масштабе. Как считается, причина столь пристального внимания со стороны Европарламента к компании Google проста и лежит на поверхности – абсолютное доминирование на нескольких ключевых рынках. Пожалуй, компания Google сегодня гораздо влиятельнее, нежели Microsoft в свои лучшие дни.

Для построения диаграмм (приведены ниже) используются статистические и прогнозные данные, предоставленные рядом аналитических компаний, в числе которых StatCounter, eMarketer и Kantar Worldpanel. Они иллюстрируют долю поискового гиганта на следующих рынках: интернет-поиска, цифровой рекламы, мобильной рекламы, платформ для смартфонов и веб-браузеров.

Некоторые пользователи, возможно, полагают, что Microsoft и Yahoo составляют достойную конкуренцию Google на поисковом рынке. Это утверждение является верным в отношении рынка США, где суммарная доля Microsoft и Yahoo составляет 30%. Однако в Европе картина кардинально другая – здесь Google контролирует более 90% рынка.

Не менее прочными позиции Google являются и на рынке рекламы, который гораздо более фрагментирован по сравнению с рынком интернет-поиска. Здесь Google получает вчетверо больше доходов, нежели ближайший конкурент – Facebook. Статистика приведена компанией eMarketer и охватывает весь мир, но ситуация в Европе вряд ли кардинально отличается от ситуации на мировом рынке рекламы. Да-да, доходы Facebook на рынке мобильной рекламы растут быстрее, чем доходы Google. Тем не менее, Google по-прежнему находится далеко впереди, ее доля рынка вдвое больше. С учетом того, что доля мобильной ОС Google составляет от 70 до 90% в зависимости от рынка, это вполне закономерно.

Лидирующие позиции на рынке, где компания осуществляет свою деятельность, или нескольких рынках одновременно не является чем-то противозаконным, как, впрочем, и монопольное положение. Однако использование своего влияния с целью завышения цен, нанесения ущерба потребителям, выхода на новые рынки – вот, что считается незаконным. Ведущие технологические компании очень часто поддаются критике в связи с антимонопольными аспектами.

ЕС, вероятнее всего, не сможет разделить Google. Тем не менее, что бы ни случилось в конечно итоге гегемония Google означает одно – регуляторы будут внимательно следить за деятельностью компании в течение долгих лет.

Источник: Вusiness Insider