Два дня с Pen’ом в руках (краткий обзор Olympus EP-1)

Это стало традицией: при выводе на рынок ключевых устройств компания Olympus отыгрывает безукоризненно: масштабное тест-шоу для европейских журналистов (на этот раз в Берлине) и уже практически в день анонсирования наличие тестовых сэмплов цифрового Olympus Pen во всех европейских представительствах компании. Свою очередь ознакомиться с камерой с нетерпением ждал долгих четыре дня. У меня в гостях E-P1 находился двое суток. Естественно, за столь короткое время практически невозможно провести полноценное тестирование устройства, но если говорить о первых впечатлениях, то они очень приятные.

Постараюсь кратко сформулировать то, что понравилось и что вызвало недоумение.

Итак, о достоинствах

Привлекательный дизайн. Touch-фактор осовремененного ретро-дизайна трудно переоценить: белый металлический корпус с удобным захватом, грамотное сочетание отделочных элементов. Удивительный момент замечал как за собой, так и у нескольких своих знакомых: когда фотограф впервые берет модель в руки, первое совершенно непроизвольное движение – поднести аппарата к глазам – только в последний момент обнаруживаешь, что нет оптического видоискателя. Хотя при желании его можно приобрести дополнительно и использовать, установив на платформу для аксессуаров, естественно, для каждого объектива потребуется свой «зрачок».

Отдельно следует отметить стильный «каркасный» кожаный чехол, идущий в комплекте: помимо создания теплой ностальгической ауры по пленочным временам, он выполняет и защитную функцию, предохраняя корпус от несильных боковых ударов, неизбежных при частом использовании камеры.

Отличная эргономика. Селектор режимов утоплен в корпус, для его переключения используется сектор колеса с насечкой, выступающий чуть ниже верхней панели. Основные параметры съемки варьируются с помощью цилиндра и подвижного кольца на задней панели, последнее также выполняет функции джойпеда. С помощью этого элемента управления можно в одно касание вызывать меню для изменения баланса белого, режимов фокусировки, протяжки и вспышки.

Завидная функциональность. Сенсация: камера Olympus стала поддерживать карты памяти SD – что поделать, против «течения» требований рынка особо не попрешь.

Подавляющее большинство функций перекочевало в Pen из последних зеркальных камер Olympus (даже системное меню осталось прежним). Среди наиболее интересных хотелось бы выделить мультиэкспозицию (2 кадра); арт-эффекты, которые можно применять не только в режиме съемки, но и уже к существующим RAW-файлам; 19 сюжетных программ; матричный стабилизатор изображения. Отдельно хотелось бы отметить четкую работу автоматики в режиме интеллектуальной автосъемки iAuto: в большинстве случаев камера безошибочно распознавала сюжет – Макро, Пейзаж, Портрет, Портрет на фоне пейзажа и т.д. Любителей автоматической съемки также порадует корректная работа функции определения лиц в кадре.

В Olympus Pen стали доступны электронные уровни горизонта и вертикали, таким образом, выравнивать аппарат можно при съемке с рук, а при фотографировании со штатива не использовать пузырьковые уровни.

В режиме LiveView на дисплей можно вывести гистограмму и разметку кадра, а при ручной фокусировке легко увеличить изображение на экране в 7 или 10 раз.

Высокое качество снимков. Здесь вообще интересный момент. Сейчас в Сети очень трудно найти вескую и «спокойную» оценку качества съемки Olympus Pen – сплошные эмоции. И причин тому много: помимо мощного touch-фактора, отвлекающего экспертов от строгого судейства, многие затрудняются: с чем, собственно, сравнивать результаты? Сравнивая с зеркалками, говорят: все предсказуемо и ничего особенного. Сравнивая, с компактами, утверждают, что это огромный шаг вперед.

Качество снимков понравилось, претензий к встроенной обработке изображений нет. Скажу более, картина с пресловутыми шумами стала более оптимистичной, очевидно, благодаря новому процессору TruePic V. Во всяком случае, дело обстоит не хуже, чем в последних моделях зеркальных камер Olympus: при светочувствительности, эквивалентной ISO 800, еще можно смело снимать, не опасаясь получить эстетически неприятного изображения.

Неплохо зарекомендовали себя и новые объективы: широкоугольный зум Olympus Digital 14-42 мм 1:3,5-5,6 и «блинчик» M.Zuiko Digital 17 мм: высокая четкость и минимум виньетирования и хроматизма.

Хорошее качество видео. Камера поддерживает два режима видеосъемки в MJPEG: HD 1280×720 (16:9, максимальное время записи 7 мин) и SD 640 x 480 (4:3, максимальное время записи 14 мин) со скоростью 30 fps. При этом светочувствительность матрицы может автоматически варьироваться в диапазоне ISO 160 – 1600. Уверен, что качество съемки удовлетворит большинство любителей видео, однако при единственно возможном ручном зумировании объектива трудно добиться плавности увеличения картинки.

И в заключение «ложка дегтя»

Слот для вставки карты памяти находится рядом с батарейным отсеком – они закрываются общей крышкой. Значит, при съемке со штатива вам понадобится снять камеру с платформы, чтобы вставить другой носитель.

Новый процессор обработки изображений допускает серийную съемку со скоростью около 3 кадров в секунду, что по нынешним меркам, уже маловато, тем более, в свете конкуренции с цифровыми зеркалками.

Менять объективы необходимо с особой осторожностью, поскольку матрица ничем не прикрыта. Да, отлично работает система ультразвуковой очистки, тем не менее, при сильном запылении воздуха и высокой влажности лучше не рисковать.

Высокая цена камеры. Увы, учитывая металлический корпус, высококачественные материалы отделки и серьезную функциональность, не думаю, что стоимость модель уменьшится.

Как видим, Olympus в очередной раз явилась возмутителем спокойствия на рынке. На мой взгляд, нужно вести речь о совершенно новом классе камер, и строить новую «табель о рангах», а кто в ней будет в первых строчках – время покажет. Пока что Olympus играет по своим правилам, и в соответствии с ними, ведет в счете.

 

 

По внешнему виду «Цифровой Pen» напоминает аналоговых «пращуров»

Системное меню перекочевало с цифровых зеркалок Olympus

Впечатляет оригинальная отделка верхней панели

Основные параметры съемки варьируются с помощью цилиндра и подвижного кольца на задней панели, последнее также выполняет функции джойпеда

Слот USB и HDMI имеют общую подпружиненную крышку

Слот для вставки карты памяти SD соседствует с батарейным отсеком

Сравнение размеров широкоугольного зума Olympus Digital 14-42 мм 1:3,5-5,6 (вверху – в «походном» состоянии, внизу – в рабочем) и «блинчика» M.Zuiko Digital 17 мм

Olympus Pen EP-1 в кожаном жакете

M.Zuiko Digital 17 мм, ISO 200, f/9, 1/400

Olympus Digital 14-42 мм 1:3,5-5,6, ISO 200, f/8, 1/250 

Olympus Digital 14-42 мм 1:3,5-5,6, ISO 200, f/8, 1/200