Epic Citadel: гонка игровых технологий пришла на портативные платформы?

На специальном мероприятии 1 сентября этого года глава Apple провел очередную презентацию новых продуктов компании, но не все они были разработаны в лабораториях Купертино. Например, адаптированный для iOS движок Unreal Engine 3 — это работа небезызвестной Epic Games. Демонстрация возможностей движка была проведена парой представителей игровой компании, а в частности ее президентом Майком Каппсом (Mike Capps) и главным дизайнером будущей игры, построенной на базе Unreal Engine 3, Project Sword. Собственно она и была показана посетителям и демонстрация произвела впечатление на публику в целом и на меня в частности.

Но одно дело — смотреть презентацию и слушать возгласы Джобса: «Вы видели — это было на телефоне!». И совсем другое — испытать движок самому и самостоятельно поглазеть на красоты, мельком показанные 1 сентября. Такая возможность появилась на следующий день после мероприятия Apple. В App Store была опубликована бесплатная графическая демка Epic Citadel, построенная на базе той самой мобильной версии Unreal Engine 3. Естественно она оказалась скачана, первым делом установлена на iPhone 4 и запущена.

Что тут сказать, после 3D-поделок Gameloft для iOS графика в демке смотрелась, как бы так выразиться понятнее — шикарно! Я ни в коем случае не говорю, что Gameloft делает плохие игры, наоборот — у нее в ассортименте масса классных продуктов и многие даже имеются в личной коллекции, но движок, который в них применяется, мягко говоря, устарел года эдак на два даже для мобильной платформы. Понятно, что компания хочет охватить как можно больший круг клиентов, включая тех, что используют довольно слабые по современным меркам iPhone первого поколения, iPhone 3G, iPod touch 1G/2G, но, имея в руках 3GS или iPhone 4 хочется увидеть всю ту мощь, которая запрятана в этих устройствах. И я ее увидел в Epic Citadel.

Сравнивать графику новоявленного продукта и того, что сейчас из 3D имеется для iOS — это все равно, что вначале посмотреть на старый добрый Quake 2, а потом взглянуть на Doom 3 (или, чтобы быть ближе, так сказать, к теме — на последний Unreal Tournament, что на движке Unreal Engine 3). Разница просто огромна. После плоских текстур и простеньких эффектов в современных мобильных играх (включая последние, например, Splinter Cell Conviction для iOS) Epic Citadel просто, извините за выражение, «рвет крышу» своей графикой. Вот тут действительно видишь на что способно современное железо смартфонов. Это уже не буквы в пресс-релизе, описывающие всю круть SoC-системы Apple A4, а реальный результат прогресса, который можно увидеть глазами и буквально пощупать руками.

Вы только посмотрите на эту выложенную из булыжников мостовую, на цветное освещение, эффекты от солнца, отражение от начищенной до зеркального блеска плитки на полу — красота! Более того, все это технологичное изобилие работает с приличной скоростью — подергивания бывают, но редко — в основном все крутится плавно и гладко, то есть выдается не менее 25-30 кадров в секунду — и это на телефоне!

Сам я могу смело себя назвать геймером-ветераном с более чем 20-летним стажем. Начиналось все с РК-86, продолжалось на ZX-Spectrum львовской сборки, а потом и до ПК дело дошло. Причем пройдены были все стадии. Началось с 486SX-25 МГц, потом частота 486-х постепенно наращивалась — 60 МГц и уже 486 DX, 100 МГц, 586-е процессоры от AMD с частотой 120 МГц. Потом появилась великая и ужасная «Мультимедия», а если конкретнее, то Sound Blaster Pro 2 и двухскоростной оптический привод CD. Помню первые опыты с 3D-ускорителем на примере S3 Virge, а также те добрые времена, когда на рынок ворвалась 3DFX (пишу большими буквами специально, на манер NVIDIA — мое уважение к почившей с миром компании огромно). В личном ПК побывали и Voodoo Graphics, и Voodoo 2 (а если точнее, то вуду в квадрате), и Voodoo 3 3000. Причем на каждой из этих видеокарт была по разу пройдена игра Unreal (та самая, первая, которая произвела на меня неизгладимое впечатление; чего только стоили на то время полет вокруг замка под грандиозную музыку на заставке, анимированная вода, попиксельное цветное освещение, анимация светильников и много чего еще), так что к компании Epic Games я тоже питаю самые теплые чувства. Кстати, считал и считаю, что в технологическом плане она всегда была впереди id Software. Но я несколько отвлекся от темы разговора.

Итак, предыдущим абзацем я хотел сказать, что прекрасно помню времена становления 3D-игр, какими они были и какими стали. То, что я сейчас буквально держу на ладони (iPhone 4 с запущенной Epic Citadel), всего несколько лет назад могло быть запущено на здоровенном, на то время высокопроизводительном и дорогом компьютерном ящике с видеокартой последнего поколения (как минимум, что-то уровня GeForce 4, а лучше Radeon 9700/9800) и 2 ГБ RAM. Просто невероятно! Epic Citadel пробудил во мне забытые чувства, возникавшие при запуске долгожданной мегатехнологичной игрушки на недавно обновленном ПК. Когда изучаешь виртуальный мир вокруг, обращаешь внимание на мелкие детали, на спецэффекты, на текстуры, на то, как от них отражается свет и т. д.

Но также вспоминается и тот факт, что все эти красоты двигали продажи нового компьютерного «железа»: наращивание объемов оперативной памяти, обновление видеокарты, смена платформы. Это есть и сейчас, но темпы сильно снизились. Я последний раз модернизировал свой Windows-ПК пару лет назад и до сих пор не чувствую необходимости что-либо менять в нем. Игры работают отлично, большинство с максимальными настройками качества графики и в максимальном для личного дисплея разрешении. Но в мобильном секторе, похоже, все только начинается. Как мне кажется, Apple, да и другие производители мобильных телефонов тоже (графический ускоритель в Samsung Galaxy S даже помощнее, чем в iPhone 4 будет) хотят провернуть совместно с разработчиками тот же «финт ушами», что имел место в секторе настольных ПК в свое время. То есть, продвигать продажи все новых и новых устройств с помощью высоких игровых технологий.

В принципе, ничего плохого в таком развитии событий нет, скорее наоборот — это прогресс и он не может не радовать. Я давно говорил, что рано или поздно смогу поиграть в Doom 3 на телефоне и с максимальным качеством графики на момент появления этой игры для ПК. Похоже, такие времена стали немножко ближе. id Software тоже серьезно заинтересовалась мобильными платформами, так что вполне можно ждать чего-то «вкусного» и от этого ветерана. А там, глядишь, и CryTek подтянется и другие разработчики мощных игровых движков.

Кстати, хочу обратить внимание на забавный момент в Epic Citadel. Когда после iPhone 4 я запустил демку на iPad, то первым делом обратил внимание на некоторое ухудшение графики на планшете. Не сразу понял в чем причина и подумал, что, может, показалось. Все-таки аппаратная начинка в планшете такая же, как и в последнем телефоне Apple. Тем не менее, глаза меня не подвели — на планшете не оказалось дополнительных эффектов для текстур. А в частности, объемного текстуирования (в данном случае — это не просто банальный Bump Mapping, а Paralax Mapping, когда текстура действительно имеет объем, а не создает лишь его эффект за счет игры света), эффектов отражения и анимации. Очень хорошо это видно на двух скриншотах ниже — первый снят с iPhone 4, второй — с iPad.

На верхнем изображении четко видно, что поверхность статуи глянцевая, отражающая свет. На нижнем — это просто обычная текстура без каких-либо эффектов. Естественно, на iPad и мостовая плоская, а не выложенная из булыжников как в iPhone 4, и стены выглядят попроще, в общем, слабовато смотрится на планшете Epic Citadel в сравнении с телефоном, но даже в этом случае лучше подавляющего большинства 3D-игр для iOS. Думаю, проблема в версии iOS. На iPad — это iOS 3.х.х (в моем случае 3.2.1), на iPhone 4 — iOS 4.х.х (у меня — 4.0.1). Возможно, в новой версии iOS был обновлен драйвер OpenGL, может еще что-то. Но, надеюсь, финальный продукт будет смотреться на обоих устройствах одинаково хорошо. Тем более что ждать релиза iOS 4.х для планшета осталось недолго — всего до ноября этого года.

В любом случае, вместе с релизом Epic Citadel началась новая эра гейминга на портативных устройствах и наступил новый виток истории, которая, как известно, развивается по спирали.