GfK Ukraine: объем продаж техники в Украине в четвертом квартале 2011 года вырос до 12,69 млрд грн

Как сообщает аналитическое агентство GfK Ukraine, конец 2011 года стал для рынков бытовой, телекоммуникационной, офисной и компьютерной техники не столь успешным, как предполагалось. Однако по итогам 2011 года был зафиксирован рост продаж на уровне 22%. В четвертом квартале наблюдается сезонный всплеск покупательской активности накануне праздников, потому для всего года он не очень показателен.

В четвертом квартале 2011 года был зафиксирован рост объемов продаж почти во всех секторах, кроме рынков офисной техники, телекоммуникаций и крупной бытовой техники. Суммарный рост зафиксирован на уровне 8%. Объем рынка в денежном выражении составил 12,69 млрд грн.

Четвертый квартал 2011 года не оправдал ожиданий производителей крупной бытовой техники. Объемы продаж в данном сегменте сократились на 2% как по сравнению с предыдущим кварталом, так и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Годовой прирост на уровне 13% был достигнут в большей степени за счет первых трех кварталов. В годовом итоге большинство категорий крупной бытовой техники показали положительный прирост относительно 2010 года, исключение составили лишь небольшие по объемам продаж группы посудомоечных и сушильных машин, остальные группы достигли прироста от 8% до 25% в гривневом эквиваленте. Однако, положительная годовая динамика скрывает за собой пессимистические показатели четвертого квартала: так, к группам с отрицательным годовым приростом присоединились также все остальные категории за исключением варочных поверхностей и стиральных машин. Даже наиболее значительная по объемам продаж группа холодильников потеряла почти 5% по сравнению с соответствующим кварталом прошлого года. Наибольший показатель роста на уровне 25% за год наблюдается в группе морозильных камер. Однако в последнем квартале года их продажи сократились на 9%.

В четвертом квартале 2011 года мобильных телефонов, смартфонов, стационарных телефонов и факсов было продано на сумму 2,236 млрд грн. При этом динамику роста обеспечивала, в основном, группа смартфонов. В секторе телекоммуникационного оборудования это единственная группа, которая показала положительный рост по сравнению с соответствующим кварталом прошлого года. Увеличение объемов продаж на 59% повлияло на увеличение доли смартфонов почти до половины всего сектора, тогда как средняя цена устройства осталась почти неизменной. В отличие от смартфонов, объемы продаж мобильных телефонов продолжают сокращаться: в четвертом квартале 2011 года их продажи в денежном выражении уменьшились почти на 25%, вместе со снижением цены на 10%. На рынке офисной и домашней телефонии продолжает наблюдаться динамика падения. Так, за октябрь-декабрь 2011 года стационарных телефонов и факсов было продано на 38 и 8 млн грн, соответственно. Таким образом, в обеих группах зафиксировано снижение объемов продаж на уровне 20%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года снижение объемов продаж составило 1%.

Рынок офисной техники в 2011 году составил 1,1 млрд. грн., Что на 14% больше, чем в 2010 году. Однако в четвертом квартале 2011 года было отмечено снижение объемов продаж на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самой большой группой рынка офисной техники (в денежном выражении) остаются многофункциональные устройства. За год эта группа продемонстрировала рост на уровне 18%, хотя в четвертом квартале было зафиксировано снижение продаж на 1 %. МФУ частично заменяют принтеры, потому последние также показали незначительную отрицательную динамику в 3% по сравнению с последним кварталом прошлого года. На уровне 2010 года остались объемы продаж сканеров — 35 млн грн.

Сектор малой бытовой техники показала значительный прирост по результатам 2011 года — 14% по сравнению с результатами прошлого года. Всего за 2011 год было продано техники на сумму 2,67 млрд грн. Положительный прирост наблюдается по всем группам малой бытовой техники за исключением фритюрниц, которые, начиная с третьего квартала 2011 года, демонстрируют отрицательную динамику. Хитом этого года можно считать кофеварки, в частности капсульные эспрессо машины, доля которых теперь составляет большую часть всех проданных эспрессо машин. Группа кофеварок продемонстрировала рост на уровне 47%. Устройства для укладки волос оказались второй по уровню роста группой после кофеварок, они продемонстрировали рост на уровне 26%. Пылесосы удерживают лидерские позиции среди других групп малой бытовой техники по объему продаж. Однако, по сравнению с прошлым годом больший сегмент рынка сейчас занимают не пылесосы с мешком, а пылесосы контейнерного типа (наибольшей популярностью пользовались пылесосы дешевого сегмента). Объемы продаж устройств для приготовления пищи по сравнению с прошлым годом выросли на 15%. Наибольшим спросом потребителей пользуются ручные блендеры. Значительный уровень роста (+37% по сравнению с 2010 годом) продемонстрировали также кухонные машины.

По итогам 2011 года, рынок бытовой электроники вырос на 26% относительно прошлого года. В свою очередь, четвертый квартал показал рост лишь в 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Несмотря на довольно невысокие темпы роста, общей объем продаж рынка бытовой электроники в четвертом квартале был самым высоким за все периоды и впервые превысить 2,6 млрд грн. При этом группа телевизоров занимает 80% от всего объема продаж бытовой электроники. Увеличение объемов продаж было зафиксировано в малых группах этого сегмента: автомобильной аудиотехники, видеокамер, USB-накопителей и карт памяти. Эти группы продемонстрировали рост от 4% до 33%. Среди телевизоров по объемам продаж продолжают лидировать LCD — главным образом за счет развития LED технологии. Благодаря появлению на рынке дешевых функциональных моделей, стали пользоваться большим спросом телевизоры, обеспечивающие возможность воспроизведения стереоскопического контента и доступа в Интернет. Кроме того, наблюдается также и постепенный рост продаж моделей домашних кинотеатров, поддерживающих формат 3D.

В четвертом квартале 2011 года рынок компьютерной техники (ноутбуков, стационарных компьютеров и мониторов) составил 3,4 млрд грн., Это на 24% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Всего за 2011 год рынок вырос на 34%. Наибольший рост показал рынок ноутбуков. Таким образом, в четвертом квартале 2011 года продажи мобильных комьпютерив в денежном выражении составили 2,3 млрд грн, что на 31% больше, чем в четвертом квартале 2010 года. За весь 2011 год этот показатель составлял 6,9 млрд. грн. (рост 42% по сравнению с 2010 годом). Доля нетбуков в 2011 году осталась стабильной по сравнению с предыдущим годом. Стационарные компьютеры продемонстрировали рост на уровне 26% при сравнении годовых показателей. В 2011 году таких устройств было продано на сумму 2,24 млрд грн, из них на четвертый квартал приходится 0,74 млрд грн. Группа компьютерных мониторов в четвертом квартале показала отрицательную динамику в 1%, объем их продаж в денежном выражении составил 0,36 млрд грн. Однако, рынок мониторов за весь год увеличился на 14% (1,2 млрд грн). Рост осуществлялся благодаря сегменту LED-мониторов. В последнем квартале 2011 года более половины всех проданных устройств содержали LED подсветку матрицы.

В 2011 году продажи рынка фотоаппаратов увеличились на 30% по сравнению с прошлым годом. Рынок фототехники в четвертом квартале 2011 года, как и рынок бытовой электроники, отметился рекордными показателями продаж. Объем продаж фотоаппаратов составил 0,5 млрд грн в денежном выражении. Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 36%. Такие выдающиеся результаты были достигнуты преимущественно благодаря зеркальным фотоаппаратам.