Из Донецка в Киев: размышления в дороге

Довелось недавно совершить «рабочую» поездку в Киев. Выбрал для этого железнодорожный транспорт – плацкартный вагон скорого фирменного поезда №37 «Донецк-Киев». Началась поездка с приятного сюрприза – вагон был или новый, или хорошо отремонтированный: горели все лампы, из окон с пластиковыми стеклопакетами не дуло, сидения не содержали латок, а в туалете была бумага. Везде все чисто и уютно. И даже все составляющие постельного комплекта были белого цвета. «Уголек» (название фирменного поезда №37) всегда был одним из лучших, а последние произошедшие с ним изменения вообще подняли уровень комфорта до того максимума, который можно выжать из плацкартного вагона.

Но совсем уж спокойным и тихим путешествие не получилось. В Красноармейске в вагон зашла «веселая» компания. И понеслось: водочка, селедочка, карты, деньги, приставания к проводнице… Что самое интересное, подобного рода «цирк», виденный мной не раз в поездах дальнего следования, вполне всех устраивает. Два милиционера, совершавших обход поезда, на компанию пьяных пассажиров не обратили никакого внимания. А водку можно было свободно купить, что называется, не вставая с постели. Наверное, сам факт покупки билета в плацкартный вагон должен предполагать «веселое» путешествие. Ну, а чего ж вы еще хотите за 105 гривен? Спокойной ночной поездки? А как же песни под гитару и аттракцион «бомбочкой с верхней полки», сопровождающийся битьем стаканов и выливанием недопитого чая на соседей?

 Поскольку я «рожден в СССР», к бардаку мне не привыкать. Но что подумают об Украине иностранные гости «Евро-2012»? Путешествие в плацкартном вагоне для европейца – это настоящий шок. По уровню эмоционального накала «сервис» от «Укрзализницы» способен затмить любые баталии, происходящие на футбольном поле. «Ну, как вам Украина?» «О-о-о, я вам сейчас такое расскажу, я там ездил в плацкартном вагоне…»

 

 

«Столичный экспресс» — гордость «Укрзализницы». Максимальная скорость – 140 км/ч, средняя маршрутная – 90 км/ч. Максимальная скорость скорых поездов – 90 км/ч, средняя – 70. Максимальная скорость пассажирских поездов – 70 км/ч, средняя – 50…60 км/ч.
(источник фото: http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=171068&LNG=RU#picture)

 

В большинстве стран Евросоюза спальные вагоны, даже в купейном или CВ исполнении, — большая редкость. Железнодорожный транспорт представлен высокоскоростными поездами, максимальная скорость которых достигает 320 км/ч. Магистрали, предназначенные для скоростных экспрессов, специально спроектированы под пассажирские перевозки, и грузовые поезда на нем не встретить. Вагоны имеют сидячие места, потому как скоростные составы ходят, как правило, днем, да и спать в них особо не приходится – благодаря большой скорости так называемые «средние» расстояния (до 1000 км) преодолеваются максимум за 5-6 часов. Для перемещения на большие дистанции используются, как правило, самолеты. 

В разных странах Евросоюза имеются свои системы скоростных электропоездов. Во Франции это TGV, в Германии – ICE, Великобритании – Eurostar и т.д. Существуют и более «тихоходные» (региональные) поезда, которые используются, в основном, для пригородных перевозок.  

 

 

Скоростной поезд системы TGV: максимальная скорость 320 км/ч, средняя маршрутная – 170..190 км/ч
(источник фото: http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:TGVDuplex_Arriere.JPG)

 

 В последнее время в мире начали появляться системы нового типа – на магнитной подушке (magnetic levitation – сокращенно maglev). Электропоезд в таких системах не едет по рельсам, а «летит» вдоль направляющей трассы. За счет магнитных сил между поездом и направляющей всегда сохраняется зазор, что полностью исключат трение. Максимальная скорость маглев-поездов составляет на сегодняшний день 500-550 км/ч. Процесс управления полностью автоматизирован, машинистов нет. Скорость движения настолько высока, что человек не в состоянии вовремя отреагировать на какие-либо изменения внешних факторов.  

 

 

«Шанхайский маглев»: максимальная скорость 500 км/ч, средняя маршрутная – 250 км/ч.
(источник фото: http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Shanghai_Transrapid_002.jpg)

 
Электропоезда, основанные как на классической рельсовой технологии, так и на магнитной подушке, вследствие остановок и искривлений пути движутся не с максимальными, а некоторыми средними скоростями. Для европейских экспрессов средняя скорость составляет 170-190 км/ч, для поездов системы maglev – 250..280 км/ч. Таким образом, расстояние от Донецка до Киева в 900 км «классический» скоростной поезд может преодолеть за 5 часов, а поезд на магнитной подушке – за 4. Для сравнения: скорый поезд №37 находится в пути 12 часов. Отсюда вывод: по уровню техники и технологий в железнодорожном транспорте Украина отстает от развитых стран как минимум в 2 раза.

Улучшение качества жизни невозможно без развития транспортной отрасли. Перед «Укрзализницей» сейчас стоит сверхзадача – реализация программы скоростного движения. Для этого потребуется разделение пассажирского и грузового движения, а также построение совершенно новых линий и покупка современного скоростного состава. Существующая инфраструктура железнодорожных линий даже при модернизации не позволит развить скорость 200 км/ч, а отечественные машиностроительные предприятия не производят высокоскоростные электропоезда. 
Реализация программы скоростного движения требует огромных капиталовложений, осилить которые без привлечения частных инвестиций государство не в состоянии. Так, например, строительство маглев-системы длиной в 30 км из Шанхая к международному аэропорту Пудун обошлось китайскому правительству почти в $2млрд. Строительство новых систем по рельсовой технологии обойдется ненамного дешевле. 

Учитывая постоянные заявления об убыточности пассажирских перевозок, рассчитывать на появление действительно скоростных поездов в Украине в ближайшей перспективе, увы, не приходится. Так что с плацкартным вагоном мы распрощаемся нескоро. Мы уже привыкли, но как к нам отнесутся другие?  

Дополнительная информация по теме:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Маглев
2. http://www.transrapid.de/
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/TGV
4. http://rw.travel.ru/rw_europe/day_train.html