Эксперты о будущем 3D ТВ

Как показала выставка CES 2010, современное телевидение семимильными шагами движется к 3D. Первые попытки прямых трансляций объемного изображения уже проводятся: скажем, в конце прошлого года был показан в 3D первый футбольный матч (США — Гвадалахара); также в это воскресенье матч 24-го тура чемпионата Англии между "Арсеналом" и "Манчестер Юнайтед" будет показан в формате 3D — британский телеканал Sky проведет трансляцию в девяти пабах по всей Великобритании.

По этому поводу множество экспертов индустрии высказывают собственное виденье перспектив 3D ТВ, а также достоинств и недостатков текущей реализации данной технологии. Предлагаю вашему вниманию (в моем переводе) показавшийся мне весьма интересным постинг редактора британского "What Hi-Fi? Sound and Vision" Andy Clough, опубликованный на сайте журнала:

Станет ли 3DТV будущим телевидения?

3D-фильмы уже вышли на экраны кинотеатров, а тем временем новые трехмерные дисплеи, телеканалы и игры обещают наводнить рынок уже в 2010 г. Но насколько телевидение готово к реальному переходу к 3D?

3D стало одним из самых модных словечек в прошлом году, благодаря необузданному энтузиазму Голливуда захватить и третье измерение Blu-ray вскоре последует той же дорогой. А канал Sky планирует на платформе Sky+ HD организовать 3D-трансляцию, включая новости, спортивные программы и т.д. К тому же популяризации формата будут способствовать фильмы, игры и другие визуальные «завлекаловки»

Ну как, интригует? Еще бы. Ассоциация Blu-ray Disc Association (BDA) уже утвердила технические характеристики стандарта Blu-ray 3D, благодаря чему можно будет получить изображение с разрешающей способностью 1080p HD для обоих глаз, а также совместимость как для дисков, так и проигрывателей. Это означает, что 3D-диск будет поддерживать также и стандартное воспроизведение 2D-версии.

Революция в сфере развлечений

Представители крупных производителей аппаратного обеспечения также источают елей на тему 3D: на прошлогодней выставке CEATEC в Японии Sony и Panasonic постоянно подчеркивали, какие прекрасные перспективы у нового формата. Президент Sony Говард Стрингер (Howard Stringer) недавно выразился следующим образом: «Паровоз 3D уже стоит под парами на наших путях, и мы готовы вести его домой». Это недвусмысленно говорит о том, что вскоре индустрия постарается приобщить к 3D всех и каждого.

А компания Sky подливает масла в огонь, обещая начать полноценных трансляций ТВ-программ в 3D уже в этом году. Да и международная ассоциация FIFA объявила о показе 25 матчей Кубка мира по футболу в 2010 г. в формате 3D, совместно с Sony. Планируется организовать просмотр матчей в семи городах мира – Берлине, Лондоне, Мехико, Париже, Рио-де-Жанейро, Риме и Сиднее.

Еще одна война форматов?

Но погодите, не возникает ли у вас чувства дежа вю? В конце-концов, фильмы с трехмерным изображением – далеко не новая идея. Несмотря на оглушительный успех «Аватара» Джеймса Камерона, следует отметить, что еще в 1894 (!) году британский первооткрыватель кинематографа Уильям Фризе-Грин (William Friese-Greene) запатентовал трехмерный кинематографический процесс с использованием первой стерео кинокамеры.

Однако в настоящий момент разработчики Sony и Panasonic работают над совершенно разными системами, и каждая считает, что их версия станет промышленным стандартом. Неужели нас опять ждет новая, ненужная и деструктивная война стандартов? Искренне хочется верить, что нет.

3D – «за» и «против»

За:

+ Обеспечивает значительное более интенсивное «погружение» в контент, особенно при просмотре видеоигр;
+ Позволяет увидеть новые 3D-фильмы именно так, как их задумывал режиссер;
+ В зависимости от системы, диски можно просматривать и в двухмерной версии на существующих аппаратах;
+ Корпорация Sky планирует трансляцию программ в 3D-версии;
+ Соревнования Олимпийских игр 2012 года будут сниматься в 3D.

Против:

— Вам потребуется новый телевизор;
— Вам потребуется новый Blu-ray проигрыватель;
— Для просмотра 3D-контента придется одевать специальные очки;
— Телевизоры, которые смогут демонстрировать 3D-программы без очков, появятся в продаже еще не скоро.

Технологии

До тех пор, пока ТВ не будут способны отображать 3D-картинку без необходимости разделения видеопотоков для правого и для левого глаз, нам с вами придется пользоваться специальными очками.

Здесь ситуация существенно улучшилась по сравнению с бумом 3D-кино 1950-х годов, когда для просмотра зрителям предлагались очки с красным и зеленым фильтрами, хотя некоторые фильмы и по сей день выпускаются на базе этой технологии. Но восприятие трехмерного контента в будущем полагается либо на линзы с различной поляризацией, либо на быстрые ЖК-затворы для каждого глаза.

Panasonic уже продемонстрировала камеру с двумя объективами для съемки трехмерного контента, а также утверждает, что для устройств отображения единственным путем может быть только плазменная технология – благодаря высокому быстродействию, т. е. способностьи быстро отключать элементы изображения без минимального послесвечения.

Также показаны новые ЖК-очки с более быстрым откликом. Стоимость их будет немалой: в Японии, по предварительной оценке, цена четырех пар для семьи будет составлять порядка 140 фунтов, или 10% от стоимости телевизора.

Один объектив или два объектива?

Таким образом, представители Panasonic утверждают, что обратная совместимость в их системе обеспечивается элементарно: источник подает на 2D-телевизор сигнал только для одного глаза.

У разработчиков Sony иной подход. Их прототип однообъективной 3D-камеры использует зеркала вместо затворов и снимает со скоростью 240 кадров в секунду. На такой скорости глаз не может увидеть переключение кадров при просмотре 3D-картинки без специальных очков, поэтому мы увидим обычную двухмерную картинку – так обеспечивается обратная совместимость. К тому же однообъективный дизайн большое подходит для съемки быстро движущихся изображений либо при быстрых движениях камерой – как при съемке спортивных состязаний.

Будем надеяться, что принятие ассоциацией Blu-ray Disc единого стандарта позволит поставить точку в этой дискуссии, ведь после затяжного конфликта Blu-ray vs. HD DVD нам только еще одной битвы форматов не хватало.

Ключевые игроки

Все основные производители потребительской электроники вынашивают свои 3D-планы: Panasonic, Sony, Sharp и Toshiba демонстрировали 3D-продукты на выставке CEATEC в 2009 году в Японии, тогда как LG и Samsung показали свои 3D-новинки даже еще раньше.

В Великобритании корпорация Sky уже осуществила первые демонстрации телепередач в трехмерном формате, после чего ее заявила, что планирует начать регулярные трансляции в 2010 году.

Panasonic успешно продвигает 3D-формат благодаря масштабному (и дорогому) творению Джеймса Камерона «Аватар», рекламным 3D-турам по странам Европы и в США. Недавно представители прессы были приглашены в Японию, где их информировали о том, как компания планирует стратегическое наступление на 3D-фронте. Большая часть ее стенда на CEATEC была посвящена 3D (и на CES 2010 тоже: прим. ред), и компания планирует вовсю продавать 3D-телевизоры и 3D-проигрыватели Blu-ray.

Так что для Panasonic будущее, несомненно, в 3D-формате, причем только на плазменных экранах. Пока еще неизвестно какого размера они будут, на CEATEC стенды компании были оснащены 50-дюймовыми дисплеями, а не монстрами в 103 дюйма, которые использовались для демонстраций 3D на предыдущих выставках.

Sky готовится к трансляции 3D

Sony тем временем на всех своих выставочных стендах демонстрирует 3D-фильмы, игры, музыкальные клипы – не удивительно, что для нее, также как и для Sharp и Toshiba, надежды на реализацию 3D связаны с технологией ЖК-дисплеев.

Sky пока что ограничилась лишь несколькими демонстрациями и скромно заявила, что в настоящий момент все работы находятся на стадии эксперимента. Пока еще не ясно – планирует ли она специальный 3D-канал, или будет передавать 3D-программы уже по уже существующему, а также какие изменения в аппаратном обеспечении это повлечет.

Кинофильмы

Если вы ищете доказательств того, что 3D-паровоз уже набирает скорость, обратите внимание на кинопромышленность, представители которой развернули кампанию рекламы нового формата с апломбом, граничащим с истерией.

Джеффри Катценберг, генеральный исполнительный директор корпорации Dreamworks, заявил, что новый фильм Джеймса Камерона «Аватар» будет моментом истины для киноиндустрии третьего измерения, намекая на то, что этот блокбастер сыграет такую же роль для популяризации 3D-формата, какую в свое время выполнил «Волшебник страны Оз» для цветного кино.

(Что касается количества фильмов, издаваемых в новом формате, то их количество растет с каждым днем. Для тех, кто интересуется этим вопросом и дружит с английским языком, можно порекомендовать ссылку http://www.3dmovielist.com/list.html. – прим. ред.)

Игры

Хотя ни от Sony, ни от Microsoft не поступало никаких серьезных заявлений по поводу сотрудничества в сфере трехмерного изображения, ни для кого не является секретом, что обе корпорации рассматривают 3D- формат как будущее компьютерных игр. Сможет ли Gran Turismo 5 стать флагманом в этом аспекте? Мы уже видели в деле трехмерную версию этой игры, и выглядит это действительно здорово. А журналисты портала Motor Trend недавно посетили шоу Tokyo Auto Salon, на котором разработчики им сообщили о том, что 3D-версия Gran Turismo 5 выйдет одновременно с появлением на рынке первого 3D TV.

Мы уже играли в некоторые игры в 3D, и если по отношению к фильмам у нас есть определенный скепсис, то игры действительно стоят того. Графика LittleBigPlanet должна поразить воображение даже скептиков. А представьте себе Call of Duty с пулями, вылетающими из дисплея, да еще и при поддержке многоканальной аудиосистемы… Ради этого и предназначен 3D-формат.

Почему они так хотят, чтобы мы приняли 3D?

* Киностудии, кинотеатры и весь рынок кинопроката без ума от 3D. Они могут увеличить стоимость билета на просмотр фильмов, созданных с малыми дополнительными финансовыми затратами (особенно в случае компьютерной графики).

* Они также любят этот формат, поскольку с фильма практически невозможно сделать пиратскую экранную копию с помощью камкордера в кинотеатре. Все, что получится на записи – размытое, расфокусированное изображение.

* В наших домах производители надеются повторить фокус с наценкой на 3D, продвигая продукты топ-класса – и это на фоне постоянно снижающихся розничных цен на широкоэкранные панели, телевизоры и Blu-ray проигрыватели. Один из аналитиков прочил уже падение стоимости Blu-ray проигрывателей до порога в $50, и компании очень надеются, что 3D поможет им снова поднять цены.

* А как Blu-ray Disc Association? Она тоже любит 3D, ведь только Blu-ray диски обладают достаточной емкостью, чтобы хранить две картинки с разрешением 1080р и одновременно воспроизводить их. Попробуйте сделать такое на DVD! Ну и конечно, это означает, что все больше людей поддадутся искушению заменить свой обычный DVD-плеер на Blu-ray-источник, чтобы не упустить возможности насладиться фильмами в трехмерном изображении.

Оригинал