Klipsch Reference. Второе дыхание

Klipsch Reference RB 61 II

Усовершенствование модельного ряда изделий – это нормальное явление в любой отрасли, поскольку является символом того, что разработчики не почивают на лаврах и хлеб свой едят не зря. Поэтому даже самый незначительный тюнинг раздувается иногда до глобальных размеров. К тому же, речь обычно идет о модернизации 4 – 5 моделей. Фирма Klipsch решила не мелочиться и предложила своим потенциальным клиентам сразу 17 (семнадцать!) новинок (пять напольных, четыре полочные, четыре колонки центрального канала и четыре тыловые под общим названием Reference II, в которых используется фирменная разработка Wide Dispersion Surround Technology (WDST™), обеспечивающая естественный эффект окружающего звучания и максимальную гибкость при инсталляции.

Для начала освежим память по поводу рупорного акустического оформления. По мнению основателя фирмы Пола Уилбура Клипша, идеальная колонка должна обладать такими качествами:

  1. Высокая эффективность и широкий динамический диапазон
  2. Низкий уровень искажений, который обратно пропорциональный эффективности
  3. Контролируемая направленность звука, которая минимизирует отражения от стен и потолка.
  4. Ровный частотный диапазон
  5. Надежность громкоговорителей

Рупорные АС отвечают всем упомянутым выше требованиям. Принцип их работы основан на технологии компрессионного динамика, т.е. купольного излучателя с фазовым выравнивателем между мембраной излучателя и горловиной рупора. Фазовый выравниватель напоминает кружок с крестовиной, благодаря чему он как бы «уплотняет» колебания воздуха и усиливает их при прохождении по изгибу рупора, который выполнен по фирменной технологии Tractrix®, обеспечивающей наиболее эффективный выход звуковой волны из рупора.

Klipsch Reference. Второе дыхание

В горловине воздушный поток преобразуется в «диафрагму», которая акустически согласована с воздухом в комнате прослушивания, что позволяет передавать энергию колебаний мембраны во внешнюю воздушную среду с минимальными потерями.

Подобное решение гарантирует малые искажения и высокую эффективность рупорных громкоговорителей, ведь в отличие от колонок прямого излучения в колонках Klipsch для получения необходимого звукового давления диффузоры работают с небольшой амплитудой. Поэтому динамики выдают меньше искажений. Еще один плюс – высокая эффективность рупорных АС. Она составляет приблизительно 30%, в то время, как у стандартных колонок этот показатель равен 2%.

Klipsch Reference. Второе дыхание

Благодаря рупорному акустическому оформлению громкоговорители Klipsch обладает высокой чувствительностью. Если у обычных АС номинальная чувствительность составляет в среднем 86 – 88 дБ, то у Klipsch минимальный показатель – 95-96 дБ, а у моделей серии Heritage, как например, La Scala II – 105 дБ. Хорошо это или плохо? С одной стороны – это даже очень хорошо, поскольку для таких колонок не нужны мощные усилители. Автор этих строк был свидетелем тому, как та же La Scala II прекрасно воспроизводила музыку Майлса Дэвиса и Фрэнка Заппы, будучи подключенной к 5-ваттному ламповому усилителю.

Klipsch Reference. Второе дыхание

Малейшие колебания мембраны позволяют адекватно передать все мельчайшие нюансы и воздушность записи, а также богатство натуральных тембров разнообразных инструментов и вокала певцов. А динамический диапазон, который напрямую связан с масштабностью звучания музыкальных произведений? Динамика и экспрессия исполнения являются важнейшими составляющими эмоционального воздействия музыки на слушателей. С другой стороны, колонки с высокой чувствительностью предъявляют высокие требования к остальным компонентам системы. Даже малейшие «несостыковки» будут сразу заметны при прослушивании.

А теперь о нашей гостье – полочной модели Klipsch RB-61 II. Внешне это достаточно элегантная пара (39,1 х 21,6 х 31,2 см). Боковые и тыловые стенки отделаны виниловой пленкой под вишню, а лицевая панель черного цвета изготовлена из композита методом формовочного литья, и вместе с рупором Tractrix® представляет одно целое. В рупоре помещен компрессионный динамик (2,54 см) с диафрагмой из титана и с линейным подвесом (Linear Travel Suspension), благодаря которому преобразователь воспроизводит более широкий частотный диапазон, чем аналог предыдущей версии. Также была усовершенствована геометрия горловины рупора, благодаря которой полоса пропускания частот, проходящих через рупор, расширяется, и в сочетании с более низкой частотой среза кроссовера (1500 Гц против 2000 Гц у предшественницы) улучшается осевая и внеосевая интеграция излучателя, что способствует более чистой передаче средних частот. НЧ-динамик (16,5 см) оснащен мембраной, которая изготовлена по фирменной технологии Cerametallic™ из алюминия методом вдавливания на токарно-давильном станке, с дальнейшим керамическим напылением по обеим сторонам. Новый конус со складчатыми краями обеспечивает дополнительную прочность мембране, что способствует воспроизведению плотных басов. Для лучшей глубины предусмотрен фазоинвертор, щелевой порт которого расположен не лицевой панели.
В отличие от стандартного оформления, где ВЧ-головка отвечает за свой спектр, а СЧ/НЧ-динамик – за все остальное, у Reference II наблюдается обратная картина: расположенный в рупоре ВЧ-преобразователь отрабатывает верхние и средние регистры, в чем несомненный плюс, поскольку данный спектр воспринимается цельно и однородно, а НЧ-динамик отвечает за свой участок работы.

И нежные струны заденет, и крышу хард-роком снесет…

Для прослушивания мы использовали два комплекта электроники Yamaha CD-S2000/A-S2000 $2000/2400), кабели фирмы Audioquest (межблочный Columbia — $450 за метр, акустический Gibraltar — $125 за 2 5 метра). Во втором случае транзисторный усилитель Yamaha A-S2000 был заменен ламповым трехблочным PhaSt. Колонки были установлены на стойки фирмы Alphason ($179), которые очень хорошо вписались в общую систему.
Итак, ставим Good To Be Bad, последний альбом Whitesnake, выпуском которого группа ознаменовала свое 30-летие. В первом треке Best Years жесткие риффы гитар Дуга Элдриджа и Реба Бича перекрывают все средние частоты и даже часть низких. Учитывая компактные габариты колонок, кажется, что для басов не найдется места. Но вступает Fender Юрайя Даффи, и создается впечатление, что падаешь в пропасть, настолько неожиданно глубоко и безумно система отыгрывает этот регистр.
Дальше – больше. Переходим к прогрессив-року, и здесь нас ждет Нил Морс с альбомом Lifeline, наверное, одним из лучших творений в этом жанре за последние десять лет. Красивые композиции, отличный подбор музыкантов во главе с прекрасным композитором, пианистом певцом и душой проекта маэстро Морсом. Однако среди остальных хотелось бы выделить Майка Портного, талантливого исполнителя на ударных инструментах. Он не барабанит, не отбивает ритм, а именно играет, и эту музыку великолепно передает система.

Замена транзисторного усилителя на ламповый привнесла больше жизни и проникновенности в исполнительские таланты системы. Особенно это было заметно при прослушивании вокальных академических произведений, где дуэт женского и мужского голосов только подчеркивал красоту каждого из них. Приятно удивило богатство тембров натуральных инструментов. Произведения Баха в исполнении французской пианистки Элен Гримо продемонстрировали не только глубину музыкальной мысли немецкого гения, но и красоту звучания рояля с его мощными туше и богатством нюансировки.

Несмотря на свои габариты, Reference BR 61 II хорошо создает объемность, глубину и особенно высоту сцены. Симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова «Шехерезада» в исполнении Лондонского симфонического оркестра была представлена во всем разноцветьи инструментов, месторасположение которых осязалось достаточно четко. Раскрытие образа султана Шахриара в исполнении группы басовых инструментов, рассказа Шехерезады с помощью скрипки, или картины моря после бури с пробивающимися сквозь тучи лучами солнца заставляло забыть о комплекте, настолько правдоподобно и эмоционально воспринималось это произведение.

Подводим итоги

Прежде всего, наверное, читатель успел отметить несоответствие цен проигрывателя компакт-дисков, усилителя и колонок. Такая подборка была неслучайна по понятной причине. Подобный подход позволил раскрыть потенциал колонок. А он действительно большой. Несмотря на разницу в стоимости, полочные Klipsch Reference RB 61 II не производили эффект «самого слабого звена» и не дали повода усомниться в отсутствии у них комплекса неполноценности. Естественно, что никто не будет подбирать компоненты с таким разбросом, но главное – правильно подобрать и согласовать усилитель с колонками. Учитывая высокую чувствительность колонок, ламповый усилитель, работающий в классе А будет одним из лучших вариантов. Если к этому найти источник с высокой разрешающей способностью и хорошей динамикой, то музыкальная нирвана вам обеспечена.

Технические характеристики Klipsch Reference

Частотный диапазон 45Гц – 24 кГц ± 3 дБ (43 Гц – 23 кГц) (RF-61)

Номинальная мощность 100 Вт / 400 Вт пиковая

Чувствительность 95 дБ @ 2.83 в / 1 м

Номинальный импеданс 8 Ом

ВЧ-динамик Компрессионный динамик (2.54 см) с диафрагмой из титана сопряжен с рупором 90° x 60" Tractrix®

Частота среза кроссовера 1500 Гц (2000 Гц)

НЧ-динамик 16.5 см с конусом Cerametallic™

Акустическое оформление Фазоинвертор с портом на лицевой панели

Высота 39.1 см

Ширина 21.6 см

Глубина 31.2 см с защитной сеткой

Масса 8 кг

Варианты отделки Виниловая пленка под черный ясень или вишню

Год выпуска 2010

Цена $ 630