Можно ли сэкономить на лицензионном ПО?

Сегодня можно много услышать разговоров о необходимости снижения цен из-за падения спроса.  Причем речь идет не только о лицензионном софте, а в принципе о любом товаре. В основном подобные разговоры слышны со стороны покупателей и продавцов (к коим мы тоже относимся).

Но в любом деле стоит как минимум выслушать мнение и другой стороны, в данном случае производителей. Так как я не первый год работаю на этом рынке, то прекрасно отдаю себе отчет в том, что создание любой программы, ее тиражирование, дистрибуция, поддержка, обновление, создание новых версий и прочее и прочее – мероприятия отнюдь не бесплатные. Не буду сейчас подробно останавливаться на обсуждении размера маржи производителей (хотя и знаю, что золотых гор здесь нет), лучше перейду к фабуле, в которой попробую ответить на вопрос: «А есть ли другие варианты снизить цену на софт для конечного покупателя?».

На прошлой неделе я встречалась с коллегами из ABBYY Украины и мы обсуждали эту тему, результатами беседы я и хочу поделиться. Итак, ключ к ответу – это применение различных схем лицензирования.

Правда, не многие производители софта предлагают разнообразные схемы. Скорее это исключение, чем правило. Однако исключения все-таки есть и если говорить «вообще», то на сегодняшний день существуют следующие схемы:

— На рабочее место (компьютер). Наиболее простой способ лицензирования. Распространено для офисного/домашнего софта, когда для каждого компьютера приобретается отдельная лицензия. Здесь хватает примеров и помимо продуктов ABBYY. Например, сегодня уже многие производители антивирусного софта предлагают приобрести одну лицензию, которая предназначена для защиты 2-х (Kaspersky Internet Security от Лаборатории Касперского), а у некоторых и 3-х компьютеров (Trend Micro Internet Security от Trend Micro).

— Конкурентное лицензирование. По этой схеме имея даже одну такую лицензию, ее можно установить на любом количестве рабочих станций. При этом сервер контролирует количество одновременно запущенных программ, независимо с какого компьютера они запущены. Такие лицензии не привязываются к конкретным компьютерам, обеспечивается достаточно простое централизованное администрирование и возможность одновременного использования программ. Так можно существенно сэкономить на софте, который не требуется пользователям постоянно. Иными словами, клиент может очень серьезно сэкономить, зная, что с конкретным продуктом (например, ABBYY FineReader) не работают постоянно и вполне достаточно для начала купить одну конкурентную лицензию, что менее затратно, нежели сразу купить несколько лицензий на рабочие места.
    
— SAAS – software as a service. Сервис может «тарифицироваться» либо по времени, либо по количеству операций, выполняемых при помощи софта, например, по количеству обработанных документов, транзакций и т.п.  По времени – это, по сути, как аренда, подписка. Позволяет сэкономить на первоначальной инвестиции, легче планировать бюджет, пересматривать необходимость продления договора с течением времени. Обычно, включает Software Assurance – право бесплатного получения новой версии, если она вышла в течение срока действия договора аренды.

— Открытая лицензия. Компания имеет право использовать софт на любом количестве своих компьютеров, не превышающем установленный порог, либо вообще без ограничения по количеству компьютеров.

— OEM лицензия. Лицензия, которую можно получить, приобретая софт вместе с новым оборудованием (компьютерами и др). Обычно ОЕМ-версия продукта имеет ряд ограничений для работы пользователя.

Итак, совершенно очевидно, что на покупке лицензионного софта можно сэкономить, используя различные программы лицензирования (особенно это касается корпоративного и государственного сектора). В чем же проблема? На мой взгляд, их несколько, стоит выделить две основных:

1. Не все производители используют различные схемы лицензирования. И даже во время кризиса не рассматривают изменения лицензионных политик.
2. Продавцы (менеджеры) слабо разбираются в лицензировании программных продуктов и не могут правильно объяснить клиенту какой именно способ лицензирования применим для выполнения его задачи.

В принципе, я не сомневаюсь, что и производители и покупатели лицензионного софта в будущем уйдут от лицензирования «на рабочее место» к другим схемам, и экономический кризис сыграет в этом свою роль. Например, коллеги из ABBYY утверждают, что уже сегодня активно набирает популярность SAAS, как схема, позволяющая легче прогнозировать затраты и платить только за то, что реально используется, а в самое ближайшее время у них появится схема годовой подписки на ABBYY Lingvo и ABBYY FineReader для корпоративных клиентов.

В свете вышесказанного нельзя не вспомнить о пиратстве. Мое личное убеждение – за любой труд надо платить, вопрос лишь в цене/качестве и форме оплаты, и это касается производства любого товара. Можно долго спорить на тему «дорого-дешево/хорошо-плохо» (чем сейчас и занят обе стороны священной войны), а можно взять и найти компромис, и в случае с лицензионным софтом, как мне кажется, конкурентное лицензирование здесь имеет большой потенциал.