Особенности национального интернет-шоппинга: один субъективный взгляд

В прошлый раз я писал о том, что хочу собрать себе компьютер класса HTPC. Как оказалась, наибольшая трудность в практической реализации данной идеи состоит в корпусе, а точнее, в его приобретении. В родном Донецке корпусов класса HTPC не оказалось. Вероятно, это связано с низким спросом на продукты подобного класса. 

Ничего лучшего, чем приобрести нужный мне корпус в столичном инет-магазине, я не придумал. К тому времени я уже неоднократно делал покупки в местных (донецких) инет-магазинах. И всегда оставался доволен результатом. Заказанные посредством ICQ товары доставлялись в точно назначенное время, оперативно, качественно и недорого. Вообще, сервис и цены инет-магазинов приятно удивили. К примеру, последняя (на тот момент) моя покупка — телевизор SONY 40V — досталась мне на 2000 грн (!!!) дешевле по сравнению с ценой в местных супермаркетах электроники. К тому же представители инет-магазина не только привезли телевизор ко мне домой, но и проверили его работоспособность. Все это очень сильно контрастировало с покупкой холодильника, которую я сделал в магазине одного из местных продавцов техники. Мало того, что в самом магазине мне так и не удалось добиться квалифицированной консультации, так еще и привезенный товар был брошен на лестничной площадке. "У нас доставка до порога квартиры" — заявили мне представители горе-компании на мою просьбу занести холодильник хотя бы в прихожую. После этого случая все супермаркеты электроники являются для меня лишь "смотровыми площадками", где можно "вживую" увидеть кандидатов на покупку. Ну, а саму покупку я совершаю только через инет-магазины — дешевле, и сервис получше. 

Но вернусь к основной теме… Итак, мне предстояло впервые опробовать систему покупки в столичном инет-магазине. С чего начать? Конечно, с изучения имеющихся предложений. Уже определившись с моделями корпусов, которые меня интересуют, я воспользовался системой HotLine для поиска продавцов, которые эти корпуса предлагают. Так в моем поле зрения оказались 6 инет-магазинов, которые показались мне более-менее "серьезными". По какими критериям я это определял? Во-первых, по имеющемуся ассортименту товаров. Магазины, в которых перечень корпусов ограничивался парой-тройкой моделей, сразу отметались. Во-вторых, направленность магазинов именно на сектор компьютеров  и комплектующих. "Многовекторность" магазинов меня настораживает. Ну, не может компания одинаково хорошо ориентироваться во всем спектре всевозможной электроники. Конечно, это мое частное мнение, но  компания сама должна знать, чего хочет и на что ориентируется. "Обьять необьятное" невозможно. Третий критерий — наличие доступной "обратной связи". Нормальный продавец должен обеспечить своим клиентам все возможные средства общения — телефон, электронную почту, ICQ. Сайты, на которых имеется только один номер телефона или постоянно неактивный номер ICQ, автоматически исключались из рассмотрения. Кроме того, не рассматривались и те сайты, которые предлагали своим посетителям для совершения покупок заполнить длинную форму с подробным указанием ФИО, адреса, возраста и т.д. Забыли еще спросить номер моей кредитной карточки:)

После выбора потенциальных инет-продавцов оставалось определиться, в каком из них я куплю свой будущий корпус. Цены во всех магазинах были примерно одинаковыми. Поэтому свой выбор я решил остановить на том инет-магазине, в котором менеджеры окажутся максимально доступными для общения через ICQ (мне как иногороднему такой вариант был наиболее выгодным). Свою роль сыграла и возможность доставки товаров через службу "Новая Почта", которая предлагает доставку по системе "от двери до двери".

Первый "сюрприз", к которого я не ожидал, был связан с реальным наличием товара на складе. Я уже привык, что донецкие инет-магазины, с которыми я имею дело, достаточно оперативно отражают на своих сайтах реальную ситуацию с наличием товара. Конечно, есть и такие, у которых постоянно"все есть", но лишь на бумаге…. т.е. на экране монитора. В реальности у них никогда ничего нет. Но такие инет-магазины легко вычислить — у них очень редко обновляется информация на сайте. Еще один признак — несоответствие данных электронного магазина и прайс-листа в формате .zip или .xls. Конечно, с такими "интернет-предпринимателями" я не связываюсь.

Да уж, первый блин комом. Как оказалось, сразу в нескольких предварительно выбранных магазинах нужного мне корпуса в реальности не оказалось, хотя на соответствующих страницах присутствовала четкая и ясная строка "наличие на складе: да". Интересно отметить, что даже после общения со мной и выяснения реальной картины эта надпись по-прежнему осталась красоваться рядом с отсутствующим товаром. М-да..

Вообще, из трех моделей корпусов, заинтересовавших меня, в наличии оказалась только одна. Двух других не было абсолютно нигде. Похоже, экземпляры из последней партии были распроданы, а новых поступлений не было. Когда будут новые поступления, выяснить тоже не удалось. На сайте одного из украинских дистрибьюторов дата ожидаемого прихода менялась несколько раз. Создается такое впечатление, что украинские компании-дистрибьютеры сами не знают, когда и чего им пришлют из-за границы. Странно. 

Найдя наконец более-менее распространенную модель корпуса, я сделал заказ. Проведя по ICQ все предварительные консультации, на мой электронный адрес поступил счет, который можно было оплатить "в любом отделении любого банка" (цитата с сайта инет-магазина). Итоговая сумма состояла из цены корпуса и доставки (30 гривен).

Казалось, дело почти что сделано. Но меня поджидал второй "сюрприз". Как оказалось, далеко не в каждом отделении банка можно оплатить присланный мне счет. В одних "чужие квитанции" не принимают, в других кассы работают по теории вероятности, в третьих для оплаты требуется наличие кредитной карты банка. Только в пятом банке мне смогли внятно обьяснить, что в случае наличия у меня кредитной карты я могу без комиссии оплатить квитанцию, в противном случае мне придется доплатить 30 гривен за услуги банка. Поскольку стоимость корпуса была достаточно высокой, дополнительные затраты были небольшими. Оплатив счет и услуги банка, я стал ожидать, пока деньги будут перечислены на счет продавца.

Произошло это на второй день после оплаты. Связавшись с менеджером инет-магазина, я спросил, когда будет доставлен заказ. Как оказалось, мой корпус уже передан курьерской службе "Автолюкс". Такая информация стала для меня третьим "сюрпризом". Я планировал получить свой корпус через"Новую почту". А тут без моего ведома продавец сам решил, какую службу использовать. Делать нечего — после работы мне придется самому ехать в офис "Автолюкса" и получать заказ. А отношения с инет-магазином закончились в тот же день — менеджер сообщил мне номер декларации, необходимый для получения заказа. 

На следующий день после работы я отправился в местное представительство "Автолюкса". Трудности с поиском офиса у меня не возникло — в том районе все жители подсказали мне дорогу. Видно, часто пристают с подобными вопросами:) Никаких трудностей с получением заказа не возникло. Стоимость доставки оказалась равной 44 гривнам. Если бы не мои родственники со своей машиной, пришлось бы заплатить еще и за такси, а так общая стоимость покупки увеличилась на 74 гривны. Для корпуса ценой в 1850 гривен это не так уж и много.

Какие выводы можно сделать с этой истории? В общем-то, система работает. Да, не обошлось без трудностей, но если другого выход а нет, сделать покупку в столичном инет-магазине вполне реально. Конечно, украинским интернет-площадкам еще нужно много работать над своим совершенствованием, чтобы не удивлять своих клиентов такими неприятными «сюрпризами», о которых я написал. Да и законодателям с банкирами нужно подумать, как Украине войти в цивилизованную систему интернет-платежей. 

Что же касается моей истории, то самое главное, что корпус для HTPC-системы теперь у меня есть. И слава Богу, что все остальные комплектующие можно купить уже в Донецке:)

PS: специально не приводил никаких названий сайтов и торговых сетей, дабы не было обвинений в скрытой рекламе и попытках очернить чью-то деятельность.