Правительство Японии уверено, что поезда на магнитной подушке обеспечат стране второе экономическое чудо

maglev-650x351

Одним из ярких символов японского экономического чуда в послевоенный период является изображение, на котором запечатлен пассажирский поезд сине-белого цвета, проносящийся мимо горы Фудзи. Он также знаменует открытие первой в мире высокоскоростной железнодорожной линии, которая была открыта накануне Олимпийских игр 1964 года в Токио.

И вот спустя полвека премьер-министр Японии Синдзо Абэ хочет использовать очередной технологический скачок в разработке и строительстве поездов и заявить на весь мир, что даже после двух десятилетий экономического спада страна все еще способна мыслить масштабно. Компания Japan Railways, которая является владельцем «Синкансэн» (высокоскоростная сеть железных дорог в Японии), сообщила о своих планах по постройке новой железнодорожной линии. Она позволит сократить время пути от Токио до Осаки до одного часа, что более чем вдвое меньше по сравнению с нынешним результатом.

OG-AB929_MAGLEV_G_20140707184008

Линия будет построена с нуля. Кроме того, у нее есть все шансы получить титул самой дорогой железнодорожной линии в мире, так как стоимость проекта составляет $90 млрд. Данная линия, а точнее сказать полотно, предназначено для поездов, которые использует для движения магнитную подушку, известных широкой общественности как маглевы. Поезда данного типа скользят по воздуху над рельсом на незначительном расстоянии и, по сути, являются самым быстрым видом наземного общественного транспорта. Они могут двигаться на скорости свыше 500 км/ч, что на 200 км/ч больше, чем пиковая скорость самого быстрого сверхскоростного пассажирского экспресса, известного как Синкансэн. К слову, поездам на магнитной подушке и технологии магнитной левитации у нас посвящена целая статья, с которой ознакомиться можно здесь.

Так как сейчас в ряде стран, включая Китай, уже имеются подобные проекты, по словам профессора Университета Мэйдзи в Токио и автора книги «Настоящая причина, почему маглев изменит Японию» Хироо Ичикавы, «для Японии очень важно продемонстрировать лидерство с помощью нового типа поездов».

Ожидается, что проект получит одобрение правительства уже в этом году и строительство новой линии начнется в начале 2015 года. По словам Синдзо Абэ, маглевы могут стать одним из товаров на экспорт, который будет играть ключевую роль экономике страны. Господин Абэ также обсуждал возможности технологии с президентом США Бараком Обамой в рамках недавнего визита последнего. В частности, говорил, что маглевы могут сократить время пути на поезде от Нью-Йорка до Вашингтона до одного часа.

Впрочем, далеко не все разделяют его точку зрения. Критики утверждают, что новая железнодорожная линия является очередным бесполезным проектом и не предвещает ничего кроме убытков. В качестве аргумента они называют сокращение численности населения Японии. Сейчас оно составляет 127 млн человек, а к середине века, по оценкам, сократится до 100 млн человек. По словам критиков, маглевы будут перевозить воздух.

По оценкам компании Central Japan Railway, новая железнодорожная линия ежегодно будет перевозить 88 млн пассажиров, из них 72 млн будет приходиться на линию Токио — Осака. Данное направление является самым загруженным в мире, пассажиропоток здесь составляет около 143 млн человек в год. Чтобы убедить критиков в прибыльности проекта, Синдзо Абэ пообещал финансировать его за счет прибыли, полученной от нынешней линии «Синкансэн», которая соединяет Токио и Осаку, а не за счет денег налогоплательщиков.

Согласно намеченному графику, линия будет построена в два этапа. Строительство первой ветки от Токио до Нагоя не будет завершено ранее 2027 года, тогда как второе сообщение – Нагоя — Осака – станет полностью функциональным лишь к 2045 году. Власти Осаки продвигают идею использовать государственные деньги, чтобы ускорить строительство и открыть вторую линию одновременно с первой, но соответствующее решение по этому вопросу пока не принято.

В отличие от линии «Синкансэн», новая железнодорожная линия маглевов, известная как Chuo Shinkansen, будет проходить прямо сквозь японские Альпы. Именно поэтому около 90% пути будет проложено с помощью тоннелей. В то же время миллионы извлеченных кубических метров горных пород и грязи уже вызывают опасения у экологов.

В Central Japan Railway заявляют, что выбор такого маршрута вытекает из плана правительства, разработанного в 1973 году. В его основе лежит идея создания дублирующей ветки на тот случай, если проходящая у побережья линия «Синкансэн» будет полностью разрушена впоследствии землетрясения или цунами.

Источник: WSJ