Рынок графических адаптеров 2006: IT-глобализация и DirectX 10

В сегменте, развивающемся настолько динамично, подвести целостные итоги прошедшего года достаточно сложно. Ведь ситуация в нем меняется весьма стремительно, смена поколений чипов, не говоря уже об их многочисленных модификациях, происходит очень часто, а будоражащие рынок явления наблюдаются с завидной для большинства других сегментов периодичностью. Поэтому мы постараемся лишь отметить и прокомментировать самые важные события, а таковых в 2006 г. было с избытком.

Слияния и поглощения

В номинации «Событие года» в сегменте видеоадаптеров со значительным отрывом лидирует покупка ATI Technologies компанией AMD. Теперь остался лишь один независимый разработчик 3D-ускорителей – NVIDIA, оказавшаяся ныне в достаточно рискованном положении. Впрочем, на данный момент ее дела идут более чем неплохо. Вот уже второй год ATI оказывается догоняющей, причина тому – регулярные задержки с выводом на рынок новых продуктов, а также проблемы с их доступностью на протяжении длительного периода после анонса. В последнее время ситуация начала меняться к лучшему, однако поспевать за установленными NVIDIA темпами ATI так и не удалось, хотя в 2006 г. у нее регулярно появлялись более привлекательные предложения и быстрые видеоадаптеры в разных сегментах, в том числе в high-end.

Примечательна динамика изменения долей рынка основных игроков. Несмотря на то что NVIDIA в течение практически двух лет переигрывала ATI (прежде всего за счет пунктуальности), лишь III квартал 2006 г. продемонстрировал заметное перераспределение сил в пользу калифорнийской компании. По данным Jon Peddie Research, лидером в настольной графике по-прежнему остается Intel, занимающая 40% за счет своих интегрированных чипсетов. А вот доля решений ATI снизилась с 28% во II квартале до 23% в III. При этом NVIDIA за отчетный период увеличила этот показатель с 20 до 22%.

Еще важнее, что те же тенденции характерны и для сегмента мобильной графики, как правило, более инертного к постоянной смене лидеров. Позиции встроенных видеоадаптеров здесь еще сильнее, чем в настольном – 76,8%, а вот распределение предложений дискретных мобильных ускорителей претерпело серьезные изменения. NVIDIA удалось отвоевать знаковые 53% (по сравнению с 37% в I квартале 2006 г.), в то время как доля ATI в III снизилась до 47%. И это в сегменте, где канадская компания изначально обладала подавляющим преимуществом! Консолидированной AMD/ATI придется немало поработать в новом году, чтобы восстановить статус-кво, благо все возможности – финансовые и производственные – для этого имеются.

За сухими цифрами в данном случае стоит серьезный перелом в сознании покупателей и интеграторов. Не секрет, что для многих пользователей из числа энтузиастов выбор видеокарты ATI или NVIDIA является вопросом почти религиозным, а что касается сборщиков и производителей ноутбуков, то они также никогда не отличались склонностью к легкой смене проверенных партнеров.

Возможно, таким образом рынок отреагировал на сообщение об объединении AMD и ATI, но, по нашему мнению, от этого слияния обе компании только выиграют, взаимно дополнив портфель технологий и ликвидировав традиционно слабые места, присущие обоим IT-гигантам. К примеру, теперь AMD имеет весь спектр разработок для создания собственной мобильной платформы, которая на равных смогла бы соперничать с Intel Centrino. Вопрос лишь в том, насколько эффективно реализуется такой потенциал и как быстро будет преодолен период неопределенности, связанный с завершением процесса объединения.

Vista и DirectX 10

Вторая половина 2006 г. прошла под знаком Windows Vista, выхода которой с нетерпением ожидали как производители аппаратного обеспечения, так и пользователи. На поверку оказалось, что старт продаж новой ОС от Microsoft был несколько омрачен недостаточно полной драйверной поддержкой. Безусловно, со временем ситуация изменится к лучшему. Но куда важнее, что в составе Windows Vista был представлен API DirectX 10, который будет работать исключительно в данной ОС (пока, во всяком случае, именно так утверждает Microsoft). А значит, геймерам и энтузиастам придется использовать Vista, как только появятся игры и популярные бенчмарки на базе DirectX 10. Впрочем, это случится еще не скоро, да и массовым переход на новый API среди разработчиков игрового ПО уж точно не станет.

Таким образом, поддержка DirectX 10 на данный момент является больше маркетинговым, нежели реальным преимуществом – ведь к моменту ее повсеместной востребованности, возможно, успеет смениться не одно поколение 3D-ускорителей. Но семейство графических адаптеров GeForce 8800 GTX/GTS, представленное NVIDIA под конец года, выделяется не только DX10-совместимостью. G80 – это первый GPU с унифицированным алгоритмом расчета 3D-сцены, не имеющий конвейеров рендеринга в привычном понимании. Вместо этого у GeForce 8800 GTX присутствует массив из 128 универсальных процессоров, способных в зависимости от необходимости выполнять пиксельные, вершинные или физические вычисления. С выходом G80 концепция GPGPU, которую до этого активно продвигала и ATI Technologies, получила поддержку со стороны NVIDIA. Последняя активно рекламирует свою технологию CUDA, которая дает возможность задействовать графические процессоры не только для расчетов физики в играх, но и для научных вычислений и других ранее не свойственных GPU задач.

Итоги и прогнозы

Как обычно, главная «битва за урожай» еще впереди, и на этот раз борьба пойдет за важнейший рынок будущего – лидерство в сегменте графических адаптеров поколения DirectX 10. AMD уже на подходе – в ближайшее время выйдет R600, о котором нам пока предположительно известно лишь то, что он также будет построен по унифицированной архитектуре графического конвейера.

Будем надеяться, что период слияния AMD и ATI подходит к концу, и в 2007 г. мы увидим плоды сотрудничества двух компаний, позволющего ликвидировать слабые места ATI в разработке и выводе на рынок новых поколений видеоадаптеров. Не следует забывать и о других областях, в которых объединенные усилия этих корпораций должны дать весомые результаты. Речь идет прежде всего о создании платформ, не уступающих по совместимости и быстродействию связкам от Intel. Особенно это важно в сегменте мобильных решений, где гегемония Intel до недавнего времени была практически неоспоримой.

Впрочем, пока AMD заявляет, что никаких преференций собственному разработчику системной логики не предоставляется, и отбор компонентов для сборки систем на процессорах AMD будет происходить в режиме свободной конкуренции (более правдоподобно это утверждение выглядит применительно к настольному сегменту).

Не будем забывать и о Matrox – она хоть и полностью ушла с рынка массовых продуктов, но старается занять перспективные ниши, которые обходят вниманием крупные игроки. Не так давно компания представила общественности внешнее устройство DualHead2Go, предназначенное для расширения функциональности ноутбуков и десктопов за счет поддержки многомониторных конфигураций.

Еще одна примечательная тенденция – появление все большего числа видеоадаптеров с разъемом HDMI, который отличается от DVI возможностью передачи звука и поддержкой алгоритма кодирования HDCP. Похоже, эра High Definition уже на пороге, и практически все аппаратное обеспечение, необходимое для воспроизведения такого контента, доступно на рынке.

Не так давно была озвучена концепция создания универсального CPU со встроенным графическим ядром. О сроках выхода такого продукта пока сложно судить, но рискнем предположить, что именно за системами, построенными на базе таких «комбайнов», будущее в сегменте бюджетных ПК, и еще в большей мере – мобильных платформ.

Несомненно одно – сегмент графических адаптеров развивается очень динамично, и темпы пока только увеличиваются. Тем интереснее будет наблюдать за прогрессом в области 3D-графики в 2007 г., ведь нам предстоит увидеть первые игры на базе DirectX 10, узнать, добьется ли успехов объединенная AMD/ATI и сможет ли найти свое место на изменившемся рынке быстро прогрессирующая NVIDIA.