Seagate компенсирует разницу между гигабайтом и миллиардом байт

Наверняка многим из тех, кто читает сейчас эту заметку, известна разница между значениями префиксов "кило-", "мега-", "гига-" и т.д. применительно к десятичным и двоичным величинам. Проще говоря, если килограмм — это тысяча (10 в третьей степени) граммов, то килобайт — это уже 1024 (2 в десятой степени) байт.

Данная тонкость с незапамятных времен используется, умышленно или случайно, производителями жестких дисков и других накопителей информации. Заявляемая емкость устройств в кило-, мега- и гигабайтах на самом деле определяется ими в тысячах, миллионах и миллиардах байт соответственно.

На первый взгляд, разницей между двумя системами измерений можно пренебречь; при этом, однако, упускается тот факт, что по мере роста степеней префиксов ее процентная величина также растет. Если килобайт больше 1000 байт лишь на 2,4%, разница между мегабайтом и миллионом байт составляет около 4,9%, а между гигабайтом и миллиардом байт — уже почти 7,4%. Нетрудно убедиться, что в следующей итерации погрешность достигнет почти 10%.

Именно эта разница и послужила причиной судебного иска против компании Seagate Technology, поданного в 2005 году. Его инициатором стала жительница США Сара Чо (Sara Cho), обнаружившая, что реальная емкость приобретенного жесткого диска не соответствует той, которая была указана на упаковке, и обвинившая Seagate в размещении неправдивой рекламы.

Данный иск был заявлен как Class-Action Lawsuit — т.е., при желании присоединиться к нему на стороне истца мог любой покупатель жестких дисков Seagate. Учитывая это и другие обстоятельства дела, в сентябре 2007 года Seagate Technology вместе со своими юридическими советниками из фирмы Rust Consulting приняла решение урегулировать спор во внесудебном порядке.

Истцам (как действительным, так и потенциальным) на выбор было предложено два варианта компенсации: бесплатная загрузка фирменного ПО Seagate (предназначенного для восстановления и резервного копирования информации) стоимостью $40 — или частичный возврат денег за приобретенный жесткий диск в размере 5% от его цены на момент покупки.

Желающим получить компенсацию необходимо заполнить форму на специально созданном сайте. Здесь, помимо персональных данных (имени, фамилии, отчества, почтового адреса, адреса электронной почты), указывается серийный номер устройства, точная дата его приобретения, наименование непосредственного продавца и общая стоимость покупки.

Правда, компенсация в денежном размере осуществляется только по тем жестким дискам, которые были куплены в период с 22 марта 2001 года по 1 января 2006 года. В то же время возместить понесенный ущерб бесплатной загрузкой утилит Seagate разрешается и тем пользователям, которые приобрели свои жесткие диски вплоть до 26 сентября 2007 года.

Стоит заметить, что данное дело — не первое в своем роде. В 2006 году другой известный производитель жестких дисков, Western Digital, также урегулировал подобный групповой иск во внесудебном порядке. В WDC ограничились бесплатным предоставлением 30-долларовых утилит для обслуживания жесткого диска и даже опционально не стали предлагать денежные выплаты.