Стив Джобс отреагировал на попытки Adobe продвинуть Flash на iPhone OS

Давняя история с Flash на iPhone OS не дает покоя общественности и вовлеченным в нее участников. То Стив Джобс критикует эту технологию в ходе закрытых презентаций iPad, то Adobe пытается подать в суд на Apple и найти пути противостояния. В итоге Adobe отказалась от дальнейших попыток продвинуть Flash на платформе iPhone OS, а глава Apple отреагировал на это открытым письмом, в котором объяснил позицию компании в целом и свою в частности.

Apple и Adobe сотрудничают еще с тех пор, когда последняя располагалась в гараже. Компания из Купертино является первым крупным клиентом этого разработчика ПО, она помогала в продвижении программных продуктов Adobe и продолжает сотрудничать и сейчас, но не во всех сферах. Flash относится к той, в которой Apple не желает поддерживать давнего партнера, и причин этому у Стива Джобса и его детища много.

Первая причина — это закрытость технологии. Несмотря на широчайшее распространение Flash, этот формат полностью контролируется Adobe. У Apple тоже много закрытых продуктов, но компания считает, что все, что относится к Всемирной Сети, должно быть открытым. Тем более что есть качественная альтернатива в лице HTML5, CSS и JavaScript, широко используемая «яблочной» компанией. К тому же Apple сама создает открытые стандарты для Сети. Например, небольшой проект она превратила в известный движок WebKit, повсеместно применяемый многими компаниями, включая Google, Palm, Nokia, и даже RIM планирует начать его использовать.

Вторая причина — наличие более качественных альтернатив. Adobe заверяет общественность, что устройствам Apple недоступен Интернет в полном объеме, так как 75% видео в Сети закодировано во Flash. Но ведь есть более современный формат H.264, который применяется параллельно с технологией Adobe. Он успешно внедрен YouTube, владеющей 40% сетевого видеотрафика, а также в целый ряд других видеохостингов и сервисов, включая Vimeo, Netflix, Facebook, ABC, CBS, CNN, MSNBC, Fox News, ESPN, NPR, Time, The New York Times, The Wall Street Journal, Sports Illustrated, People и National Geographic.

Третья причина — плохая защищенность технологии от вредоносных атак и ее нестабильность в работе. В 2009 году Symantec выделила Flash как наименее защищенный стандарт, к тому же большинство сбоев в системах Mac OS происходит из-за разработки Adobe.

Четвертая причина — высокая нагрузка на процессор и, как результат, повышенный уровень энергопотребления. Для снижения нагрузки на аккумулятор портативные устройства должны использовать аппаратные декодеры при обработке видео. В большинстве современных гаджетов, включая iPhone, есть декодер H.264. Коммуникатор Apple способен воспроизводить видео H.264 без подзарядки в течение десяти часов, а при его декодировании программными средствами это время уменьшается вдвое. Adobe добавила поддержку H.264 в свою технологию, но большинство сайтов необходимо переделывать для использования нового Flash-декодера. Если же они это сделают, то тогда необходимости в использовании Flash вообще не будет, контент прекрасно воспроизводится и без этой прослойки.

Пятая причина — отсутствие адаптации под сенсорные устройства. Технология Flash была разработана для ПК с мышью, но не для сенсорных дисплеев. Повсеместно в сайтах на Flash используется инструмент Rollover, когда при наведении курсора мыши запускается анимация или разворачивается меню, но чтобы такие сайты нормально отображались на устройствах без мыши и с сенсорным управлением, их придется полностью переделать. Так почему бы при этом не использовать более современные технологии HTML5, CSS и JavaScript?

Шестая и наиболее важная причина — это попытка заставить разработчиков использовать Flash для создания приложений под платформу iPhone OS. У Apple уже был печальный опыт применения сторонних программных прослоек между платформой и разработчиками, который приводил лишь к созданию нестабильных программ, вызывающих критические сбои в работе ОС. К тому же если разработчики становятся зависимы от сторонних инструментов, то они смогут использовать все возможности платформы, для которой создают контент, лишь в том случае, когда разработчик этих инструментов соизволить добавить в них поддержку новых функций и технологий. Apple не может позволить себе полагаться на добрую волю стороннего создателя инструментария для разработчиков (читаем, Adobe) и ждать, когда же тот соизволит внедрить предлагаемые компанией новшества в свой продукт.

Еще хуже дело обстоит, когда сторонняя компания поставляет кросс-платформенный инструментарий для разработчиков. Ведь в такой не внедряются какие-либо нововведения, пока они не будут приняты и приемлемы для всех поддерживаемых платформ. Flash именно таким и является, и в данном случае Adobe не ставит целью помочь разработчикам в создании приложений для iPhone OS. Ее цель в том, чтобы создавались кросс-платформенные приложения, но такие не способны использовать расширенные возможности абсолютно всех платформ. При этом сама Adobe очень медленно воспринимает нововведения платформы Apple. Лишь спустя десять лет, с выпуском CS5, она адаптировала свои собственные продукты под Cocoa — родную среду разработки приложений Mac OS X.

Стив Джобс прекрасно понимает желание Adobe вывести Flash за пределы ПК. Это успешный бизнес компании, а за портативными устройствами — будущее. Но технология, созданная для компьютера и мыши, не может быть успешно применена в рамках экономичных устройств с сенсорным интерфейсом. Ей необходима серьезная адаптация, которой пока нет.