Веб идет к платному контенту с помощью Google

Несколько дней назад многие интернет-издания опубликовали интересное сообщение, связанное с анонсом новинки от компании Google. Новость гласила о том, что Google готовит систему микроплатежей для реализации системы платного доступа к контенту. Акцент был сделан на новинке как системе микроплатежей. Однако если оценить эту новость поглубже и попытаться поиграть в прогнозы, то запуск платежной системы – это дело вторичное.

Свобода доступа к информации – это один из главных постулатов Интернета. И как потребитель контента я считаю, что этот постулат верен и должен оставаться незыблемым. В то же время, как создатель контента (или как участник команды создателей контента), я не могу спокойно наблюдать за массовым копипастингом написанных мною материалов. Логичным решением защитить свой контент может стать решение сделать доступ к нему платным. Об этом в последние несколько месяцев говорят многие владельцы медиа-компаний. Говорить можно, однако реализовать это будет сложно, и дело не только в необходимости как раз такой системы микроплатежей, которую хочет создать Google, а в существующих стеретипах, привычках пользователей, существовании UGC и огромного количества других факторов.

 

Очень интересно отследить отношение к платному контенту в разное время развития Интернета и экономики. Несколько лет назад некоторые издания предлагали пользователям платный доступ к некоторым материалам своих сайтов. Потом ситуация изменилась: руководители изданий посчитали, что благодаря экономическому буму и буму онлайновой рекламы лучше доступ сделать бесплатным и организовать серьезный трафик для издания, в результате – можно будет больше заработать на рекламе. Но тут грянул кризис. Рекламный бум поутих, бумажные издания перестали приносить доход, все потихоньку стали уходить в онлайн. Но рекламы на всех не хватает, как же зарабатывать? Вот и вернулись великие умы медиа-бизнеса к платному доступу. Первым об этом стал активно говорить Руперт Мердок. Вероятно, в Google решили поддержать мэтра американского издательского бизнеса и подумали – а почему бы нам не сделать инструмент организации этого самого платного доступа (хотя я думаю, что дело не только в этом, а в постоянных претензиях к Google News как агрегатору новостного контента, который якобы крадет пользователей и доходы у журналов и газет). Подробно узнать, как это дело будет работать, можно, например, в этой публикации.

Я не буду рассуждать о том, сработает ли такое решение и будут ли пользователи платить за новости, я об этом уже не раз писала. Я не уверена, что будут (кроме профессионалов, например, платят же онлайн-издания за доступ к контенту «Украинских новостей»). Если Google, Руперту Мердоку и другим участникам превращения процесса бесплатного новостного контента в платный это удастся, то мы сможем наблюдать другой Интернет. И этот интернет обязательно должен стать более качественным. Копипастеры вряд ли не исчезнут, но может их станет меньше? А те издания, которые будут продавать свой контент, будут делать его лучше, интереснее, необычнее.

Лично я все равно не верю в платный контент онлайновых изданий, особенно в эпоху Веб 2.0, когда новость я могу прочитать не только на «Корреспонденте» или The New York Times, а еще и в блоге или в Twitter. Но, возможно, я ошибаюсь. Пока можно сказать одно: до недавнего времени про платный доступ к новостному контенту многие говорили, а Google планирует сделать первый шаг на пути к превращению этих разговоров в реальность.