Visa: Украинцы не будут отвечать за кражу денег с карт

Visa: Украинцы не будут отвечать за кражу денег с карт

С 1 августа 2016 года платежная система Visa внедрит в Украине принцип нулевой ответственности для держателей ее карт. Об этом рассказала директор по управлению рисками компании Visa Лариса Макарова в ходе круглого стола «Мошенничество в финансовой сфере», сообщает ресурс «Лига.Финансы».

«Такой принцип работает в США очень давно. Visa решила распространить его на весь мир. Если мошенники украли деньги с карты человека без его содействия, то человек не несет ответственности за это. После проведения расследования банк должен будет вернуть ему деньги», — отметила Макарова.

«Мы даем банкам полгода, чтобы подготовиться и внедрить инструменты для этого», — добавила она.

В прошлом году Верховный суд вынес отдельную правовую позицию, в которой указал, что банки обязаны из своих средств возвращать клиентам деньги, украденные с их карт мошенниками, если нет доказательств, что клиенты сами спровоцировали кражу своими действиями или бездействием. Тем не менее, банки часто отказывают в возврате средств из-за того, что клиент сообщил об их краже уже после совершения неправомерной транзакции.

К тем банкам, которые не будут выполнять это требование, Visa собирается применять меры воздействия. Но какие это будут санкции, она не разглашает.

По данным НБУ, украинские банки в 2015 году получили 181 млн грн убытков от мошеннических операций с платежными картами, что вдвое превышает показатели 2014 года.

Источник: «Лига.Финансы»


  • Alexandr Ogienko

    В нашей стране вон то «ЕСЛИ» будет играть очень важную роль

    • Fletch

      А это еще доказать нужно!

  • Джо Неуловимый

    Малаццы, дали просто нашим банкам еще один лишний повод по 100500 раз тебя перепроверить, вплоть до заглядывания в жопу через микроскоп прежде чем выдать тебе 10 грсутки..

    • Fletch

      Ну что за ерунду Вы говорите? Банки заинтересованны в клиентах и если они начнут их отпугивать быстро обанкротятся! А клиент сейчас пошел оОоочень вредный!

      • UsrFrm

        Банки заинтересованы в деньгах, а не клиентах.

        • Fletch

          В деньгах своих клиентов! )))

          • UsrFrm

            Клиенты это необходимое зло. 😉

          • Fletch

            )))

    • Дмитрий

      Паранойя уже какая-то, если Вам не подняли кредитный лимит / не выдали кредит в каком-то банке или еще что-то, значит были на то причины.
      И не стоит их хейтить так.

      • Джо Неуловимый

        Не поверишь, но всё с точностью до наоборот. Устал уже ногами отпихиваться от навязчивых предложений по кредитам.. А я кредиты принципиально не беру.

  • Fletch

    В США это действует ооочень давно. К примеру эту ситуацию можно проследить в сериале «Друзья»(первый сезон, серию точно не помню), когда Моника потеряла карточку и банк ее неделю искали, хотя она первая нашла своего воришку и даже успела подружиться с ней. Так там звучала фраза — «Так а почему ты пережевываешь, банк же сказал что ты не будешь платить за то что сейчас тратит воришка.»

    • MadDogUA

      По-моему, в таком случае банк должен нести ответственность только после того, как клиент позвонил и сообщил об утере, краже и т.п., т.е. после заявления о блокировке. А до этого момента какая разница банку, кто тратит деньги?!

      • Fletch

        Все правильно. До звонка.

        • Неправильно. До звонка могут много чего натворить ПОСЛЕ кражи, так что важен момент кражи, а не звонка. Кроме того, человек может не сразу обнаружить пропажу или не иметь возможности позвонить, и в этом он не виноват.

          • Fletch

            Ок. И как в этом случае банку распознать транзакцию не от своего клиента?

          • Подаётся заявление и указывается, какие транзакции нужно отменить. У меня такое было и с украинскими банками, и зарубежными при учёбе. Сюда же входит и невыдача денег банкоматом (тоже ведь транзакция, когда деньги списаны, но заглючил аппарат), банк затем проводит расследование. Но VISA блокирует возвращённые деньги, по-моему, на 45 дней, так что не получится накупить вещей и вернуть деньги — магазин успеет обратиться к VISA с вопросами.

          • DimaNemesis

            Прям сразу — никак.

      • Нет, если банк замечает подозрительные транзакции, они зачастую связываются с клиентом сразу. В их интересах как можно быстрее разобраться, потому что платить будут либо они, либо магазин, который продал не проверив как следует, не клиент.

      • Добавлю, что делать, если карточка физически у тебя, её просто считали скиммером на заправке или в банкомате? Ты и знать не будешь, что её скопировали, пока не пойдут левые транзакции. В моих 3 случаях было именно так.

        • MadDogUA

          Не знаю, надеяться, что банк вычислит подозрительные транзакции и сам с вами свяжется. Буквально месяц назад такое у родственника было. С банка сами позвонили и заблокировали. Мошенники вроде даже снять ничего не успели. Понятия не имею, как банк вычисляет.

          • UsrFrm

            Это называется не типовые транзакции, ловят по суммам, а чаще по месту платежа, если вы сняли деньги в Киеве и через пару часов в Сингапуре, то вероятно карту клонировали.
            Но бывают и казусы, когда годами картой оплачивали «хлеб и воду» и вдруг оплатили «жене сапоги», могут заблокировать карту, хотя должны связаться с картодержателем и уточнить это он шикует или это его уже «раздевают».

          • DimaNemesis

            Неверно введен пин несколько раз, место платежа необычное (зарубеж например), нетипичные клиенту покупки (всякие ставки в покер и т.п.)

    • В Друзьях все очень сложно показано. В реальности:
      Заметил левую транзакцию
      Звонок в банк
      Деньги возвращают мгновенно
      Карточка блокируется
      Через день приходит новая UPS экспрессом
      Где-то через неделю приходит оф. бумага со списком левых транзакций на подпись, что мол, точно не моё
      Всё

      • Fletch

        Конечно сложно показано, это же был 1994-1995 год! Мобилка тогда было далеко не в каждой руке и Моника читала выписку с бумаги, а не с смс.

  • Igor Potapov

    Теперь понятно, почему ПБ выдаёт только МастерКард

    • pwemicwqebqwcx

      Лучшее сегодня 🙂 Браво

    • Fletch

      Кстати Вы имеете право попросить MasteCard or Visa

      • Алексей

        Штаааааа???

        • Fletch

          Что именно не понятно?

          • Алексей

            Это разные системы, разные курсы конвертации. Это всё равно что попросить у эпл айфон с андроидом. Или наоборот.

          • Fletch

            Можете уточнить у своего банка.
            А причем тут курс? Там есть нюансы, но про курсовую разницу не слышал.

          • Алексей

            Зачем? У меня диплом даже был «виды кредитов коммерческих банков» с отдельным разделом по пластику. Девочки в банках это точно не те люди у которых можно что то спрашивать. Я одной недавно долго объяснял что такое чарджбек.

          • Fletch

            Нууу это значит не компетентный сотрудник попался.
            Ее еще учить и учить.

          • IDDQD

            Та во всех банках такие не компетентные сидят.

          • Fletch

            )))
            Вот бы они Вас сейчас слышали!
            Не соглашусь, не во всех. Приват к примеру да, там много студентов и т.п_го, но к примеру ПУМБ или Райфайзен таким не балуется.

          • IDDQD

            Ну так это же хорошо.

          • skinik

            Одна в євро інша в доларах.

            Якщо купуєте товар за бакси, то гривні конвертує в євро, потім євро у бакси і тоді вже проходить платіж.

          • Fletch

            А где об этом подробнее почитать?
            Я слышал про такие нюансы, но толком никто не может рассказать.

          • skinik
          • Artem

            Банк сам определяет расчетные валюты с платёжной системой, их может быть несколько ($, €, £…) и тогда нет двойной конвертации.

          • MadDogUA

            Сравнение вообще мимо, многие банки работают с обеими системами. Но обычно вид карты привязан к пакету услуг. Вот например

          • Алексей

            И? Но при этом курс конвертации будет разный в зависимости от системы. Вы путаете пакет услуг банка и самой платёжной системы.

          • MadDogUA

            Вас удивило, что вы можете выбирать визу или мастеркард даже в пределах одного банка — я и отвечаю, причем здесь курсы конвертации?
            Или «Штаааааа???» означает что-то другое? Сорри)

          • Алексей

            Я слепой вася ( Вместо или прочитал от ( Все мои комменты снимаются.

      • IDDQD

        Вроде раньше видел карточку на которой был логотип визы и мастеркард.

        • Fletch

          Не может быть, покажите это интересно!
          Хотя мне вот подсказывают, что Samsung такое может делать.

          • UsrFrm

            Может.

    • Шашлык

      Да как то через раз, хотя если карта для выплат то чаще виза попадается

    • Алексей

      Приватбанк выдает и то и то.

    • Григорий

      Бо з МК вигідніше робити розрахунки в Європі

      • Artem

        Это заблуждение. Разницы нет.

        • Momonga

          дело даже не в этом, мастеркард тупо популярнее, особенно в Германии, Австрии и ещё где-то
          в Нидерландах вообще какие-то свои приколы, там только Маэстро катит и то далеко не везде

        • Григорий

          Різниця є. Коли розрахуєшся Visaой їде подвійна конвертація. Спочатку в долар потім в євро. MS такого немає.

          • Иван Ш.

            Григорий, не совсем так. Тут сложная ситуация и описать в двух словах не получится. Зависит от многих факторов, начиная от валюты операции — настроек банка эмитента (вашего банка) и валюта счета.

          • Григорий

            Це так. Я цікавився цією інформацією 2 роки тому назад. Це діє якщо ви наприклад карткою віза оплачуєте євро рахунок.

    • Stas

      Откуда такие выводы? У меня в Привате и Visa, и MasterCard.

  • Fletch

    Visa спасибо!

  • sha4lo

    Мастеркард в пролете?

    • Fletch

      Нет, просто теперь они задумаются.

      • Иван Ш.

        Теперь точно перейдут на Мастер, т.к. в большинстве банках печатают Мастеркард 70-90%

        • Fletch

          Все зависит от банка и заключенного договора, а выдать могут и то и то.

    • UsrFrm

      Может как раз Виза оказаться в пролете, так как банки будут Мастеркард и Простир впаривать, а по Визе установят такие комиссии, что клиенты сами будут отказываться.

  • Ростислав

    «Тем не менее, банки часто отказывают в возврате средств из-за того, что клиент сообщил об их краже уже после совершения неправомерной трансакции» Што? А как можно сообщить о краже до нее?

    • Oleg Deminov

      О краже карты, а не денег.

      • Ростислав

        А, понял. А если украли номер карты и код с обратной страны и оплатили что-то онлайн. Это не кража?

        • Fletch

          Кража.
          Но тут еще нужно постараться чтобы не наследить!

          • UsrFrm

            Все зависит от цели кражи, вполне могут украденные деньги на какие-нибудь «танчики» или пополнение предоплаченной сотовой связи потратить. И попробуй вычислить.

          • Fletch

            Это вычисляется достаточно просто IP, транзакции перехода, записи камер и т.д.

          • Иван Ш.

            Я бы посмотрел как это. Открыта карта на пенсионера или бомжа, АЙПИ ничего не дает. Даже номер карты получателя не всегда помогает, если деньги с нее дальше отправили.

          • Fletch

            Еще как дает.
            В общем опытному следователю это не составит большого труда.

      • Ростислав

        Кстати, если речь идет о карте, то предложение, что я скопипастил, построено не верно «Тем не менее, банки часто отказывают в возврате средств из-за того, что клиент сообщил об их [средств] краже уже после совершения неправомерной трансакции.» Ну а кража средств не равно краже карты.

      • IDDQD

        Где там написано о карте??? Тьху

    • IDDQD

      Вот и я не пойму. Узнаю ведь только тогда когда денежки уйдут.

    • Vvell

      Я думаю это ошибка источника. Т.е сообщил о краже через какойто промежуток времени, который не покрывается договором. Это как в страховой.

      • UsrFrm

        Скорее всего там должно быть не «о их краже», а «о краже карты».

    • Kirill Dnepropetrovets-Ts

      Развивайте экстрасенсорные способности, господа!

    • UsrFrm

      Ну что вы хотите от журнашлюх? Скорее всего речь идет о том, что клиент теряет карту, либо карту воруют, но о краже клиент заявляет только после СМСки о списании денег.

  • unk32

    «украинские банки в 2015 году получили 181 млн грн убытков от мошеннических операций с платежными картами» — интересно какими суммами исчисляются в банковской сфере убытки когда потерялся владелец банка вместе со всеми деньгами или потери от «любих друзiв» (банк «Украина»).

  • Alexander Zabolotnyi

    «банки часто отказывают в возврате средств из-за того, что клиент сообщил об их краже уже ПОСЛЕ совершения неправомерной транзакции.» — как это?

    • phoenix o_0

      Ну это типа как в полиции: пусть вас сначала убьют, а потом мы сможем вмешаться.

      • Alexander Zabolotnyi

        И раз вы ДО убийства не заявили, то нет причин для открытия дела ))))

    • Ну у клиента могло быть предчувствие, что украдут деньги, а он не сообщил банку)))

  • Митя Приходченко

    Велкам на ютуб. Юрий Ларченко серіал Звездные Войны с Приват Банком. Гроші були зняті з картки яка перебувала у офісі Привату, а борг вішають на Юру. З одної сторони дотошний чоловік якого намагаються прокинути з іншого — купа не компетентних працівників які спілкуються за шаблоном і ВООБЩЄ не встрелюють, шо відбувається, тотально ніхто не хоче розібратись в ситуації. Як Приват зміг стати таким великим банком, якшо там працюють такі кадри?

    • UsrFrm

      Приват именно потому такой большой, что ведет бизнес бандитскими методами.

    • Yuriy Pylypenko

      Коли карта проходить двері Приватбанку і опиняється в приміщенні — вона не блокується. Я можу занести карту в Приват, а сам нею користуватися далі через Приват24

      • Митя Приходченко

        Ви вважаєте, шо все ж Юра кидає Приват, а не навпаки?

        • Yuriy Pylypenko

          Я не знаю тої ситуації, що там в Юри сталося.
          Просто «а карта в цей час була десь там» це не аргумент.

          • Митя Приходченко

            Це ще фігня. Після того як він сходив до відділення, і просив роздрукувати йому копію підписаної ним анкети, йому після 20 хв розмов сказали, шо роздрукують через пару днів. А коли він через пару днів позвонив спитати чи роздрукували, вони сказали, шо про нього, як клієнта, вперше чують. Тоїсть він їм навіть і не запам’ятався? І відео з ютубу, надані працівникам банку їх не убіждають в тому, шо вони брешуть.

          • Митя Приходченко

            А можна не отримавши картку зняти з неї гроші? Її випустили, але на руки не давали, хіба така картка працюватиме?

  • Kote

    Если банки должны будут отвечать за кражу денег злоумышленниками, то им придётся «убить» нечипованные карточки. Потому что старые «кредитки» с одной только лентой отлично клонируются.

    • UsrFrm

      Чтобы стырить деньги с карты, не обязательно ее клонировать.

      • Kote

        Банки вводят подтверждение платежей через SMS, поэтому становится сложнее стырить через онлайн платежи. А вот клон карточки и подсмотренный PIN дают намного больше денег прямо в банкомате. И классика жанра — расплатиться клонированной нечипованной карточкой в супермаркете и поставить крестик вместо подписи для авторизации платежа. Чип же клонировать не научились.

        • UsrFrm

          В нормальных банках обычно установлено ограничение на количество и сумму транзакций в АТМ за день, поэтому тоже много не «надоишь».
          Крестик вместо подписи на чеке в магазине, это уже попадалово магазина в случае разборок, так как подпись на обратной стороне карты для того и ставится, чтоб кассиры ее сверяли при проведении операций.

          • Kote

            Вот и можно, значит, с клонированной ленточной «кредитки» украсть 5000 грн в банкомате за один подход и два-три снятия. И магазину беда с поддельной подписью. А чипованная платёжная карточка просто не даст себя склонировать и с ней подписи не используют.

          • UsrFrm

            Но чипованной вполне можно рассчитаться в googleplay или appstore, достаточно получить номер карты и cvv.

          • Kote

            А смысл? Ведь оплата будет привязана к аккаунту который залочат или хозяина найдут.

            Другое дело — заказать планку памяти 16 ГБ на чужой домашний адрес и забрать посылку прямо из чужого почтового ящика.

        • Иван Шевченко

          Уважаемые Коте, хочу Вас огорчить, ЧИПовые карты подделываются. Просто не выгодно подделывать ради пару тыс грн, их подделывают премиум класса.

        • Иван Ш.

          Уважаемые Коте, хочу Вас огорчить, ЧИПовые карты подделываются. Просто не выгодно подделывать ради пару тыс грн, их подделывают премиум класса…

          • Kote

            Да, я знаю, что китайцы под заказ особыми методами могут считать защищённую прошивку с практически с любых микроконтроллеров, но цена вопроса довольно высока. Китайцы так могут делать копии различных устройств, это их хлеб =)

            Но для такого клонирования моя чипованная карточка должна быть сначала утеряна, а затем отправлена достаточно далеко к спецам. За это время я успею заметить пропажу и позвонить в банк для блокирования карточки. Тогда уж проще подсмотреть PIN-код, спереть карточку и по-быстрому снять бабосы в банкомате.

  • Yuriy Pylypenko

    Участники рынка считают, что доказать виновность клиента в краже денег сложно. «Непонятно, как оценивать ситуацию, когда пин-код написан на карте и она потеряна. Или клиент сообщил все свои данные кому-то, то разве должен банк отвечать за это?» – удивлен начальник отдела мониторинга рисков платежных карт управления экономической безопасности Укрэксимбанка Анатолий Денис.

    «60-65% клиентов банков разглашают данные о своих платежных картах третьим лицам. В основном, речь, конечно, идет о пенсионерах», – отмечает начальник отдела безопасности платежных и карточных систем УкрСиббанка Дмитрий Мороз.

    «Люди должны быть более внимательными. Деньги размещены на карте и есть риск их потерять. Нужно понимать, что случаев мошенничества будет все больше и больше. Но также нужно увеличивать и ответственность за такие действия преступников», – говорит директор Центра экономических исследований и прогнозирования «Финансовый пульс» Сергей Мамедов.

    • Согласен, что если клиент сам передал свои данные мошеннику либо написал пин-код на карте, то отвечать должен клиент.

      • Yuriy Pylypenko

        В абсолютном большинстве случаев мошенники крадут деньги с карты «руками» самого картодержателя. Поддаться на уговоры мошенников, назвать все возможные секретные коды, самостоятельно перевести деньги через банкомат, а то и пополнить счет, чтобы мошенникам было что воровать

        * мотивация обещанием выгоды: получение перевода, выгодная продажа товара и тому подобное;

        * заранее оговоренная сумма – например, цена товара, — и та, которая указана в СМС-извещении от банка, обычно совпадает, что еще раз развеивает сомнения жертвы. А то, что договаривались о зачислении, а произошло списание, пострадавшие зачастую не замечают;

        * отвлеченное внимание. Например, молодые мамы, у которых мошенники украли деньги с карт для выплат, часто ссылаются на то, что не прочитали текст СМС, поскольку «на руках плакал ребенок»;

        * некомпетентность в банковских услугах. Мошенники часто объясняют, что «дополнительная идентификация» якобы нужна для подтверждения перевода с корпоративного счета, с депозита, с «коллективного счета», «чтобы деньги зачислились без проблем», что перевод не может быть зачислен на пустой счет и тому подобное.

        «Используя претензионные механизмы платежных систем, клиент может вернуть свои деньги, к примеру, если он заказывал товар в интернет-магазине, а товар ему не пришел. Либо если со счета клиента списали средства за определенную услугу (например, в отеле), на которую он не соглашался. Или если клиент оплатил услугу, но не получил её (например, пополнение мобильного телефона)», — поясняет Анна Макаренко, начальник управления развития продуктов Банка Кипра .

  • Who?

    Да они же разорятся. Забыли в какой стране работают?

  • PC_M@niac

    Ну у меня за последние 10 лет три раза уводили деньги, при чём два раза с моим участием, и все три раза Приватбанк вернул деньги на счёт после моего обращения. Один раз просили появиться в отделении и написать заявление на возврат, а два других — просто по онлайн-заявке. т.е. новость фактически о том, что скоро это будет не просто плюшка некоторых банков а необходимое условие.