Впервые за 6 лет мировые продажи ПК уменьшились

По данным аналитиков IDC мировые продажи ПК в IV кв. 2008 года составили 77,3 млн. устройств, что на 0,4% меньше, нежели за аналогичный период прошлого года. Как следствие, впервые за последние 5 лет, когда среднегодовой рост продаж компьютеров находился в пределах 15%, зафиксировано падение показателей. В частности, по итогам 2008 года на рынок было поставлено 297,2 млн. устройств, что соответствует позитивной динамике в районе 10,5%.

Ухудшение макроэкономической ситуации на ключевых рынках вызвало резкое снижение потребительской активности в корпоративном и домашнем сегментах. Переломить негативные тенденции последних месяцев не смогли даже популярность недорогих портативных систем, высокая конкуренция среди вендоров и традиционные предпраздничные скидки.

Так, если продажи ноутбуков в первые 3 квартала росли в годовом сравнении на 40%, то в период с октября по декабрь этот показатель снизился до 20%. В то же время, осторожный оптимизм внушают продажи нетбуков, достигшие в IV кв. 5 млн устройств, а в целом за год 10 млн. систем. Захватив по меньшей мере 7% рынка портативных ПК, нетбуки способны, по мнению аналитиков, в 2009 году улучшить этот показатель вдвое.

В региональном рассмотрении страны EMEA продолжили демонстрировать позитивную динамику продаж, хотя и не такую высокую. Финансовый кризис существенно отразился на рынке США — количество реализованных на протяжении года ПК увеличилось лишь на 2,4% по сравнению с прошлым годом.

По итогам 2008 года, в целом, лидерство в сегменте ПК продолжает удерживать HP. Несмотря на слабые результаты в Китае, Индии и США, продажи компании в прошлом году выросли на 12,7% до 57 млн ПК. Таким образом, на долю HP пришлось 19,2% мирового рынка ПК.

Вторая позиция принадлежит Dell, увеличившей поставки на 11% до 44,4 млн устройств. Обвальное падение продаж в Северной Америке компании удалось компенсировать за счет недорогих ПК на развивающихся рынках и нетбуков на зрелых рынках, в частности в Японии. Тем самым компания оставила за собой 15% глобального рынка.

Усиление позиций в розничном канале, в том числе на рынке США, позволило Acer реализовать 32,5 млн. компьютеров. Рекордное увеличение продаж в пределах 54% было достигнуто за счет агрессивного продвижения недорогих систем, в особенности на рынки Центральной и Восточной Европы.

Замыкают первую пятерку вендоров Lenovo и Toshiba, увеличившие продажи на 8,3 и 25% соответственно, до 5,5 и 3,6 млн. устройств.