Запад нам поможет!

Поможет ли нам Запад или спасение утопающих дело рук самих утопающих? Резкое падение курса национальной валюты вызвало из небытия не только давно забытые «у.е.», но и ряд вопросов к иностранным производителям, которые до поры до времени лежали «под сукном». В первую очередь, это касается ценообразования и политики лицензирования.

Понятно, что все цены на их продукцию, как и на большинство других товаров, установлены либо в долларах, либо в евро. Соответсвенно, цена на один и тот же продукт ежедневно изменяется согласно курсу на межбанке. В результате часты ситуации, когда клиент сделал заказ, ему оформили счет, он по каким-либо причинам не оплатил его в тот же день, а на следующий день уже новый курс, новая цена, разговоры про доплату и т.д. Кто при таком раскладе останется «плохим», думаю, говорить не надо – общается клиент не с вендором, а с нами – поставщиками конечным клиентам. Результат одинаков для всех – падение объема продаж (или резкое уменьшение маржи, а значит сокращение затрат на содержание офиса и команды).

Какие же меры стоит принять иностранным вендорам, (некоторые, кстати, уже приняли) дабы минимизировать негатив и не уменьшить (про увеличить пока речь даже не идет) свои доходы? Вот несколько из них:

1. Фиксация цен в гривнах. Примеры вендоров: 1С-Битрикс, Adobe (правда, пока только на март и только на лицензии украинские и русские).
2. Изначально все прайсы предоставлять партнерам в гривнах, изменения цены раз в месяц (квартал, год и т.п.), что позволяет закладывать реальную стоимость проекта в бюджет компании-заказчика. Такой политики придерживаются ABBYY, ESET, DrWeb.
3. Специальные программы для различных категорий покупателей. Ряд вендоров заключили соглашения с Министерством образования и науки Украины, что позволит осуществить мероприятия по приведению использования компьютерных программ в органах государственной власти в соответствие с требованиями законодательства об авторском праве путем замены нелицензионных экземпляров компьютерных программ лицензионными.
4. Скидки на ПО для различных категорий заказчиков (корпоративный сектор, государственный сектор, учебные заведения и т.п), позволяющие сэкономить около 50% средств.
5. Различные программы типа «мигрируй» — переход с конкурентного продукта со скидкой.

Помимо этого, некоторые вендоры стараются заключить внегласное соглашение с органами государственной власти (кто-то сомневается что прессинг только увеличится?), осуществляющими проверки юридических лиц о передаче информации относительно списка «необходимого» ПО.

Естественно, худа без добра не бывает. Если иностранные вендоры не примут меры в самое ближайшее время, то появится дополнительный стимул для развития отечественного производителя. Ни для кого не секрет, что сегодня практически всех украинских разработчиков ПО (тех, кто продает свой продукт) можно собрать в зале на 100 человек. В силу своей малочисленности и, соответственно, минимального ассортимента программных продуктов, они никак не могут удовлетворить потребности рынка (кстати, под шумок цены на их продукты тоже поднялись в среднем на 35% — период сравнения первое полугодие 2008/первое полугодие2009). Но если раньше они не могли конкурировать с крупными иностранными производителями из-за тотального распространения их ПО, то сегодня низкая зафиксированная цена может дать им шанс.

Но вот воспользуются ли они этим шансом я не знаю, хотелось бы в это верить.