Наука и космос Новости 25.11.2016 в 12:19 comment

Звезда Kepler 11145123 – самый круглый объект в изученной человечеством части Вселенной

Заместитель главного редактора, руководитель отдела новостей

Понятие «круглый» по отношению к Земле в понимании ученых-географов означает «околосферическую» форму – в действительности же Земля не является идеальным шаром. Из-за суточного вращения она сплюснута с полюсов. Но во Вселенной, как оказалось, есть объекты с более «правильной» круглой формой. Например, звезда Kepler 11145123, которая, по утверждению, своих первооткрывателей – группы астрономов из института Исследований Солнечной системы Макса Планка и университета Геттингена, возглавляемая Лораном Гизоном– является самым круглым объектом естественного происхождения во всей известной ученым части Вселенной.

Открытая группой Лорена Гизона звезда находится на расстоянии около 5 тыс. световых лет от Земли. Научная работа, посвященная данному открытию, была недавно опубликована в журнале Science Advances. В рамках исследования ученые впервые сумели рассчитать коэффициент сжатия звезды с беспрецедентной точностью. Для этого они использовали специальную методику, основанную на астросейсмологии – это наука, которая изучает внутреннюю структуру пульсирующих звезд путем исследования частотных спектров их пульсаций. Так вот, ученые некоторое время наблюдали за объектом с целью установления частоты его колебаний – перехода с одной фазы (расширения) в другую (сжатия), а затем на основании собранных данных рассчитали форму удаленного объекта с высочайшей точностью.

Как известно, центробежная сила, вызванная вращательным движением небесных тел, образует выпуклость на экваторе, поэтому планеты и звезды слегка сплющены. Более того, чем быстрее вращается звезда, тем более приплюснутой она становится на полюсах и растянутой на экваторе. К примеру, радиус Земли на экваторе примерно на 21 км больше, чем на полюсах, что соответствует сплющиванию в 0,3%. У Солнца разница вдвое меньше – примерно 10 км. Используя данные, полученные при помощи телескопа Kepler, ученые установили, что Kepler 11145123 вращается очень медленно. Говоря точнее, один оборот вокруг своей оси она совершает за девять дней, что в три раза медленнее Солнца, а экваториальная выпуклость Kepler 11145123 равна 3 км.

Даже с учетом столь низкой скорости вращение столь незначительная разница в радиусе между экватором и полюсами является настоящим феноменом. Впрочем, у ученых уже есть теория на сей счет. Они объясняют явление неравномерным магнитным полем этой звезды, которое выступает своеобразным «корсетом», противодействующим центробежным силам.

В будущем ученые собираются применить данную методику по отношении к другим звездам, чтобы подробнее изучить эту взаимосвязь между магнитным полем и формами объекта.

Источник: newatlas и astronomynow