Звуковые проекторы: новый этап развития

Каждый раз, когда встречаешься со специалистами по инсталляции домашних кинотеатров (ДК), часто выслушиваешь их сетования о том, насколько сложно бывает согласовать правильную расстановку колонок и особенности дизайна интерьера. Хорошо, если для ДК уже имеется отдельная комната, но в большинстве случаев аудио/видео- комплект располагается в гостиной, которая выполняет много функций – это и детская, и помещение для отдыха, и место приема гостей. Поэтому положительные эмоции от просмотра кинофильмов или прослушивания музыки иногда сталкиваются с отрицательными, вызванными обилием кабелей, за которые любят дергать любопытные чада, затрудненной уборкой и т.д. Но существует оригинальная технология, которая теоретически позволяет решить все эти проблемы – звуковой проектор.

Идея создания подобного устройства не нова, поэтому лишь вкратце напомню основные этапы ее развития и реализации. Одним из первых разработчиков был талантливый английский инженер-электронщик и радиоастроном Tony Hooley, который, кроме многих инноваций, например, микромоторной технологии улучшения изображения и фокусировки линз камер мобильных телефонов, изобрел теорию «звукового проецирования». Она была реализована фирмой Pioneer и продемонстрирована в конце 2002 г. Продукт PDSP -1 (Pioneer Digital Sound Projector) имел 254 динамика, каждый из которых работал со своим цифровым усилителем, а весь комплекс обеспечивал эффект окружающего звучания. Однако из-за дороговизны (стоимость разработки составляла 40 000 долл.) устройство не получило поддержки рынком. Вот здесь о ней более подробно.

Фирма Yamaha подошла к этой идее с другой стороны. Прежде всего, разработчики существенно уменьшили количество динамиков (40 ВЧ-излучателей диаметром 3 см и два 12-сантиметровых НЧ-преобразователя) и, соответственно, усилителей. Все это было помещено в корпус, напоминающий вытянутый прямоугольник , что обеспечивает большую свободу для установки звукового проектора. Принцип работы заключается в том, что направленные волны звукового сигнала отражаются от стен и потолка, при этом используется временная задержка отдельных «лучей», что в итоге обеспечивает эффект окружающего звучания.

Встроенный процессор может изменять «фокус» звуковых «лучей», что позволяет использовать этот звуковой проектор практически в любых помещениях (хотя, конечно, звучание также будет отличаться). Кроме автоматического режима настройки, предусмотрен и ручной вариант, благодаря которому можно установить не только стандартные параметры многоканальной системы (фронтальные левая/правая, тыловые левая/правая, центр, сабвуфер), но и тембры НЧ/ВЧ. Также встроенный DSP позволяет смещать центральный звуковой «пучок» вправо-влево или вверх-вниз, компенсируя особенности интерьера и места установки устройства.

На сегодняшний день уже многие фирмы занимаются производством подобных устройств. Это Denon, Marantz, Philips, Loewe, Polk Audio, Canton и т. д. Фактически возникло целое направление, лидером которого является Yamaha, благодаря постоянному совершенствованию своих технологий. Например, если модель YSP-1100 оснащена декодерами, совместимыми с Dolby Digital, DTS, Dolby Pro Logic, Dolby Pro Logic II, DTS Neo:6, то в последней YSP-4100 предусмотрена поддержка True HD Surround Sound: Dolby-HD Master Audio, DTS-HD Master Audio.

Но это еще не все. Благодаря прогрессу в цифровых технлогиях обработки звука инженеры предложили новую технологию Air Surround Extreme, которая позволяет добиться 5-и 7-канального окружающего звука с помощью всего двух фронтальных динамиков.

В ее основе лежит известный принцип «два уха – два излучателя». Когда звуковой сигнал проходит от источника к нашим ушам, мы распознаем направление, откуда он исходит, анализируя и сравнивая с помощью левого и правого ушей три фактора: разницу в громкости, в тембре звучания и разность фаз. Эти факторы определяются формой и направленностью нашей головы по отношению к источнику звука.

Математическая функция, которая описывает их, называется Head Related Transfer Function (HRTF). Используя специальный алгоритм, можно попытаться воспроизвести те же временные и фазовые характеристики, которые возникают при передаче звука комплектами 5.1 (хотя, безусловно, гибкость такого решения намного ниже). На базе этой технологии были созданы Yamaha_DVX-1000 и Yamaha_DVX700. А модель YHT-S400 позиционируется как устройство начального уровня для расширения звуковых возможностей телевизора, и предлагается в комплекте с сабвуфером, в который встроен ресивер.

Современные последователи древнегреческого философа Сократа, особенно его знаменитого изречения «все поддавай сомнению» сразу спросят: «а кому нужны эти звуковые проекторы?» Первое, что приходит в голову — любителям компьютерных игры. К примеру, мой племянник, геймер со стажем и большой любитель гонок F1, после подсоединения звукового проектора к настенной ЖК-панели подключил к нему не DVD-проигрыватель, а игровую консоль, и на два дня погрузился в свою нирвану.

Если рассматривать применение подобных устройств в более широком контексте, то, поскольку большинство компьютеров используется как источник для просмотра фильмов и прослушивания музыки, а со временем его функции как центра развлечений будут расширяться, улучшение качества окружающего звучания является одной из главных задач при постройке домашнего кинотеатра. Вот тут и могут пригодиться звуковые проекторы.