Рубрики Обзоры

Рецензия на фильм «Максим Оса и золото Песиголовца» / Maksym Osa

Опубликовал
Никита Казимиров

Оригинальные комиксы серии «Максим Оса» интересны уже своим сочетанием стилей и культурных особенностей. Ведь их автор Игорь Баранько считается одновременно украинским, французским и американским комиксистом. А сам комикс был выпущен благодаря бельгийскому издательству Éditions Joker в 2008 году. Лишь в 2011-м появился перевод на украинском языке, тогда же пошли разговоры и об экранизации. Но из-за производственного ада ждать фильм пришлось аж до осени 2022 года. Рассказываем в рецензии ниже, каким получился первый украинский кинокомикс и один из главных долгостроев отечественного кинематографа.

«Максим Оса и золото Песиголовца» / Maksym Osa

Жанр мистический детектив

Режиссер Мирослав Латик

В ролях Василь Кухарський, Ольга Макеева, Владимир Гурин, Сергей Деньга, Альбина Корж

Project Manager.
Онлайн-курс Project Manager. З нуля за 3,5 місяці до нової позиції Без знання коду, англійської та стресу.
Зарееструватися

Премьера кинотеатры

Год выпуска 2022

Сайт IMDb

Главный герой истории, как можно понять из названия, — казак Максим Оса (Василь Кухарський). Он брутальный, грубый и даже во многом отталкивающий персонаж. Но казаки Запорожский Сечи ценят Максима за умение находить безопасные тропы в самых опасных местах. Именно с такой задачей к нему обратились в очередной раз, когда польский король отправил казакам золото, чтобы не допустить конфликтов. Но в итоге весь отряд погибает, а золото исчезает. Максим становится главным подозреваемым, так как именно он первым оказался на месте преступления. И теперь ему предстоит разузнать, куда же пропало золото, заодно разобравшись с местной легендой о жутком монстре Песиголовце.

«Максим Оса и золото Песиголовца» очень сильно страдал от проблем с производством. Официально проект зародился в 2012 году, но съемки той версии, которая попала на экраны кинотеатров, начали лишь в 2019 году. До этого фильм сменил парочку режиссеров и ощутимо изнывал от отсутствия четкой концепции. Мировая практика показывает, что подобное редко положительно сказывается на итоговом произведении.

Но в случае «Максима Осы» все прошло гладко. Во многом это заслуга режиссера Мирослава Латика, который в 2019 году сформировал свой взгляд на проект и начал строго его придерживаться. К примеру, в вопросах общей стилистики и цветовой палитры Латик ориентировался на мрачные кинокомиксы Зака Снайдера по вселенной DC.

Вот и «Максим Оса и золото Песиголовца» получился крайне мрачным, нуарным, даже вязким фильмом, который обволакивает своей тяжелой атмосферой во время просмотра. Слово «нуарный» тут не только красоты ради. Ведь в первую очередь история Максима Осы — это детектив.

Выбор жанра решает сразу несколько проблем картины. Благодаря ему истории не нужен излишний масштаб и дополнительные сюжетные линии, чтобы оставаться интересной. Сценарий тут сфокусирован на конкретной проблеме, все остальное нанизано исключительно на нее. Обходится и почти без сражений.

Сама детективная линия в фильме крепкая, но без лишних откровений. Она не заигрывает с основами жанра, вместо этого регулярно раскрывая крупицы новой информации и вводя зрителей в заблуждение. И вроде бы догадаться о том, кто стал причиной всех местных проблем, можно уже к середине. Но фильм умудряется интересно подтасовывать детали, чтобы к финалу все-таки если не удивить, то уж точно не дать заскучать.

Основа киноленты построена на диалогах, которые тут неплохо передают дух времени и настроение отдельных сцен. Местами, кажется, что актеры то переигрывают, то не доигрывают. А общей повествовательной линии не хватает проработанности. Зато у нас тут не столь частый случай, когда герои говорят именно как живые люди, а не сценарные инструменты. Что тоже обязательно кому-то запомнится.

Если сравнивать общее настроение «Максима Осы и золота Песиголовца» с каким-то другим известных произведением, то первыми на ум придут ранние рассказы из серии «Ведьмак». В них Геральт также встревал в отдельные истории, которые часто еще и детективными оказывались. В случае первого украинского кинокомикса подобное сравнение — хороший комплимент. Ведь он довольно хорошо смотрится даже на фоне «Ведьмака» от Netflix.

Кино в принципе получилось довольно богатым на ненавязчивые референсы. Лесные сцены тут вызывают воспоминания о «Ведьме из Блэр», а последние двадцать минут пронизаны духом Тарантино, конкретно — жестокостью и гротескным пафосом «Убить Билла». Кажется, съемочная команда ориентировалась на свои любимые фильмы. И очень хорошо, что вкус у них оказался отличным.

Это заодно вылилось в складную режиссуру. Она тут почти академическая, с регулярными симметричными кадрами, аккуратной группировкой персонажей и красивыми пролетами камеры. Никаких сверхъестественных приемов тут нет, но то, что показано, сделано грамотно и отлично дополняет остальные элементы фильма.

А вот со звуком есть некоторые проблемы. В фильме хватает хорошей музыки, причем моментами — даже неожиданных для подобной истории жанров. Только вот отдельные сцены почему-то разворачиваются в немного неловкой тишине, даже без простенького эмбиента, из-за чего ощущаются пресновато. А местами диалоги иногда тяжело расслышать на фоне музыки и других звуков, будто звукорежиссер не смог выкрутить громкость разговоров на нормальный уровень.

Как минусом, так и стилистической особенностью картины может показаться еще и отсутствие массовки. Суммарно вы увидите в фильме не больше десяти актеров за весь хронометраж. И если для детективной составляющей и камерной атмосферы это еще идет, то моменты в замке из-за этого кажутся пустоватыми.

Впрочем, это уже нюансы, которые зависят от субъективного восприятия зрителя, его предпочтений и бэкграунда в вопросах кинематографа. Потому что в целом «Максим Оса и золото Песиголовца» получилось отличным фильмом. Оно интересно обходится со своей мистической частью, грамотно взаимодействует с персонажами и выглядит крайне эстетично. Причем местные красоты снимались в Киевской области, что на каком-то подсознательном уровне радует и тешит отдельно.

К слову, комикс-первоисточник перед просмотром вам читать совсем не обязательно. История в киноадаптации получилась очень вольной. А отдельный забавный момент — кусочки из предыдущих версий фильма, которые вставили под самый конец, причем еще и нашли им достойное объяснение. Подобный small touch говорит об уважении съемочной команды к труду своих коллег.

Disqus Comments Loading...