Украинский рынок компьютерной техники продолжает стремительно развиваться. Мы уже привыкли к тому, что практически каждый месяц в нашей стране появляются новые категории продуктов, причем относящиеся к сугубо профессиональной сфере. В этот раз речь пойдет об OpenGL-ускорителе нового поколения от известного производителя 3Dlabs, ну и, разумеется, о перспективах таких устройств в нашем регионе.
Прежде чем начать разговор о технических спецификациях, попробуем разобраться, почему появление продуктов 3Dlabs в Украине действительно можно считать событием. Краткая справка о компании: 3Dlabs – разработчик и производитель графических процессоров и видеокарт на их базе для CAD/CAM-пакетов, DCC и профессиональной визуализации. В настоящее время под торговой маркой Wildcat продается три серии ускорителей, рассчитанных на различные категории потребителей – VP, 4 и Realizm. Их стоимость варьируется в пределах $400–$5000. Компания также является основным OEM-поставщиком видеокарт для рабочих станций от A-брендов.
Содержание
Итак, вернемся к нашим реалиям. Не так давно мы говорили о том, что если отечественный рынок профессиональных OpenGL-ускорителей и нельзя назвать зрелым и сформированным, то быстро развивающимся – можно определенно. По приблизительным оценкам, каждый месяц в стране продается около 30 видеокарт, нацеленных на работу с пакетами для 3D-моделирования и CAD. Разумеется, по отношению к игровым ускорителям эта цифра может показаться мизерной, однако так ли это? Как правило, частное лицо или фирма, покупающие подобную технику, точно знают, для чего она нужна и какие преимущества в работе принесет. А около тридцати таких покупок в месяц означает, что людей, занимающихся профессиональным моделированием, не так уж и мало, а их число постоянно растет.
Процессор 3Dlabs P20
Техпроцесс 130 нм
Количество транзисторов
150 млн
Разрядность 128 бит
Память 256 MB, GDDR3
Пропускная способность
256 бит, 32 GBps
ROM 64 KB
RAMDAC 2×400 MHz, 10 бит
Интерфейс AGP 8X
Выходы 2x DVI (поддержка стереорежима)
Потребляемая мощность 75 Вт
Пиксельных конвейеров 12
Вершинных конвейеров 6
DirectX 9.0 (PS 2.0, VS 3.0)
OpenGL 2.0 (HLSL Support)
Ориентировочная цена $750
Предоставлен компанией «Небеса»: тел. (044) 490-3577
Относительно полезности дорогих аналогов обычных карт (принято считать, что NVIDIA Quadro и ATI FireGL – на самом деле перемаркированные GeForce и Radeon с другими BIOS и по иной цене) споры продолжаются по сей день. Потребители никак не могут понять, почему за «один и тот же продукт» необходимо платить настолько разные суммы. Особенно актуальными данные вопросы стали, когда в Интернете появились программы, позволяющие легко «переделать» те самые Radeon и GeForce в их более дорогие аналоги. Однако причина этого проста и понятна: пользователи, знакомые с работой графических карт только со стороны игрового применения, привыкли сравнивать продукты исключительно с точки зрения производительности. Установив «заплатку» для профессиональных драйверов, позволяющую применять их в обычных картах, получив в первую очередь «сырую» акселерацию каркасных моделей (именно это является основным отличием обычных и профессиональных драйверов) и промеряв это соответствующими бенчмарками (к примеру, SPECviewperf), пользователь смело утверждает, что теперь он является счастливым обладателем мощного OpenGL-ускорителя. Детальный анализ этого вопроса отложим на потом (для «Темы недели», посвященной именно OpenGL-ускорителям), оставим также на время в покое NVIDIA и ATI и посмотрим, как обстоят дела с данной проблемой у 3Dlabs.
Главная особенность компании как раз состоит в том, что она никогда не выпускала «игровых» ускорителей в принципе. Все ее продукты изначально ориентированы на серьезное применение, и одобрены, пожалуй, всеми без исключения создателями соответствующего программного обеспечения. Процессоры, установленные в серии карт Wildcat (в отличие от вышеупомянутых Quadro и FireGL), изначально оптимизированы именно для моделирования и рассчитаны на создание 2D/3D-изображения высочайшего качества, а не на быструю отрисовку. Таким образом, преимущества Wildcat заключаются прежде всего в отсутствии компромиссов, соответствии всем требованиям серьезного ПО и, разумеется, в уникальных процессорах собственной разработки 3Dlabs. Появление таких продуктов в Украине наверняка означает, что некоторые программисты уже доросли до понимания необходимости использовать именно такую технику для получения нужного результата, и/или это является требованием заказчика (как правило, большинство «3D-модельеров» работают на иностранные компании). Так чем же примечателен Wildcat Realizm 100?
Как видно из таблицы, даже «самый слабый» представитель линейки Realizm является мощным и современным по всем параметрам ускорителем. К его уникальным особенностям относятся:
Кроме того, архитектура графического процессора позволяет непосредственно отображать RGB-пикселы со значениями, заданными в виде 16-битовых чисел с плавающей запятой, поддерживает 10-битовое альфа-смешение, 10-битовую таблицу LUT и 8-битовый буфер идентификаторов окна (WID) для каждого пиксела. Также Realizm 100 оснащен двумя высокоточными независимыми 10-битовыми RAMDAC (400 MHz каждый), благодаря чему можно использовать разрешения вплоть до 2456×1536 либо HDTV 1920×1200 в стереорежиме при развертке 100 Hz.
В рамках даной статьи мы не станем приводить графики сравнительной производительности, но все же поделимся своими впечатлениями о работе «супервидеокарты». Установка драйверов не вызывает никаких проблем, функции управления просты и понятны – нужно только выбрать оптимизацию под применение: развлекательное (просмотр фильмов, игры) либо профессиональное с предустановками под конкретное приложение (которых множество). Качество 2D/3D-изображения иначе как высочайшим не назовешь. Для сравнения мы решили посмотреть на работу со сложными каркасными моделями в AutoCAD 2004, воспроизведение HDTV-контента и возможности карточки в DOOM 3 (OpenGL 1.5) и Far Cry (DirectX 9.0b). Во всех случаях изображение было безукоризненным. Откровенно говоря, мы побаивались, что в мощных игровых приложениях могут появиться артефакты, так как изначально графический процессор под игры не оптимизирован, однако наши опасения не оправдались. Субъективно в DOOM 3 картинка была даже лучше, чем у Radeon X800 и GeForce 6xxx, хотя, разумеется, при значительном отставании в производительности.
Возможности, которыми наделен Wildcat Realizm 100, способны удовлетворить любого профессионального пользователя хорошей графической станции. Если это работа с растровыми/векторными изображениями и допечатная подготовка, новый продукт от 3Dlabs уж точно не уступает изделиям Matrox (а в чем-то даже превосходит их). Если же это профессиональное 3D-моделирование или CAD/CAM, то карта именно для него и создана. Причем стоимость данного OpenGL-ускорителя в Украине – на уровне $750. Пусть читатель сам решит, много это или мало за такой продукт.