Содержание
Большая диагональ, быстрая матрица, высокое разрешение
Узкий угол обзора по вертикали, излишнее усиление резкости по полю экрана
На сегодня это самый большой (и самый дорогой) 120-герцевый монитор с поддержкой NVIDIA 3D Vision и разрешения Full HD.
Вердикт
Хотя название статьи практически не содержит русских букв, понять его смысл несложно. 24-дюймовый монитор Acer GD245HQ является первым устройством на рынке Украины, совместимым с технологией стереоскопии NVIDIA 3D Vision с поддержкой разрешения 1920х1080, т.е. Full HD. Давайте взглянем, как покажет себя эта комбинация на практике.
Количество устройств, поддерживающих 3D Vision, стремительно растет – вслед за Голливудом, объявившим трехмерное изображение следующей «большой вещью» в кинематографии, производители компьютерных комплектующих представляют собственные новинки с гордыми буквами «3D» на коробке, а иногда – и в названии. Но так как численных мерил «3D-шности» пока что выработать не удалось (то ли дело – динамическая контрастность!), специалисты по маркетингу, представляя детища своих вендоров, продолжают соревноваться в традиционных критериях – например, размере диагонали и разрешении.
Меж тем, перед тем как начать радоваться факту появления на рынке «3D Full HD монитора», не худо бы хорошенько разобраться, что же представляет собой это самое «3D» и как на практике обычный пользователь может получить вожделенную глубину изображения в компьютерных играх – наиболее типичной задаче для 3D-отображения.
На самом деле, конечно же, «3D-мониторы» не являются устройствами, способными полноценно отображать истинно трехмерный контент. Многие полагают, что более корректно было бы называть их стереодисплеями, исходя из аналогии с моно- и стереофоническим воспроизведением звука. И действительно, аналогия эта вполне удачная. Ее можно было бы считать идеальной, если бы не одно существенное «но», рискующее поставить под удар всю маркетинговую красоту концепции «3D-мониторов».
Здесь просим особого внимания. Дело в том, что все мониторы с приставкой «3D», продаваемые в нашей стране, для отображения стереокартинки требуют дополнения их специальным комплектом 3D Vision GeForce Kit производства NVIDIA. В него входят очки с ЖК-затворами и ИК-передатчик для управления ими.
Только вот незадача – во-первых, этот набор не входит в комплект поставки ни одного «3D-монитора», и его требуется покупать отдельно (при том что найти его в продаже – задача пока что непростая). А во-вторых, стоимость этого набора зачастую сравнима с ценой самого дисплея и составляет, ни много ни мало, порядка $230 (в сторону: этот факт несколько проясняет, как NVIDIA вот уже который квартал умудряется оставаться с прибылью, хотя в области разработки GPU дела у нее по-прежнему далеки от «хорошо» и даже от «удовлетворительно»). Однако оба этих момента могут быть совершенно неочевидны для неискушенного покупателя, соблазнившегося обещанием «3D» на экране своего игрового ПК…
Вы все еще хотите 3D? Тогда разбираемся дальше. После осознания того факта, что именно 3D Vision GeForce Kit и является наиболее важной составляющей комплекта для стереоотображения, впору задать совершенно уместный вопрос: а что, собственно, такого требуется от монитора, чтобы он смог нормально работать с этими очками, а на его коробке и в рекламных материалах появилось заветное слово «3D»?
Ответ здесь очень прост: всего лишь поддерживать по входу кадровую частоту 100-120 Гц. Учитывая, что теоретически для нормального отображения 120 fps будет достаточно быстродействия даже 8-миллисекундной панели, с точки зрения ЖК-технологии проблем с этим не предвидится. Другое дело, что потребуется также более быстродействующая управляющая электроника дисплея, которая могла бы справиться с обработкой выросшего вдвое видеопотока. По сути именно этим производители пытаются оправдать более высокую цену таких дисплеев, хотя стоимость их электронных компонент по сравнению с ЖК-панелью обычно невелика.
Самое смешное, что в роли «3D-дисплея» вполне можно с успехом использовать… старый ЭЛТ-дисплей, поддерживающий 100-герцевую развертку! В отличие от цифровых ЖК-монитров, для которых штатной кадровой частотой является 60 либо 75 Гц, аналоговые ЭЛТ-устройства поддерживают refresh rate до 120 Гц и выше – в зависимости от разрешения. Если, конечно, таковые еще у кого-то остались…
В любом случае называть такие мониторы «3D-дисплеями» или «стереоскопическими» – строго говоря, неверно. Для большей корректности предлагаем ограничиться термином «120-герцевые» – хотя, без сомнения, здесь с нами крепко не согласятся специалисты маркетинговых отделов. Что ж, у каждого из нас свои задачи и пути их решения.
Второй, более предпочтительный вариант подключения – HDMI. Этот интерфейс обладает достаточным запасом пропускной способности, чтобы справиться с потоком около 8 Гбит/с (1920х1080х32х120). К его плюсам также относится поддержка дополнительных каналов передачи данных, таких как многоканальное аудио и функция talkback, а в последних ревизиях интерфейса – еще и Ethernet! К тому же интерфейсные разъемы и кабели для HDMI выглядят не в пример компактнее и эстетичнее, чем громоздкие DVI.
И все бы хорошо, если бы не тот факт, что данная конкретная модель монитора 3D-режим при подключении по HDMI не поддерживает, по оставшимся для нас загадкой причинам. Но это не должно касаться 3D-мониторов и 3D-TВ других производителей. Впрочем, в случае с 3D-ТВ других вариантов подключения обычно просто-напросто нет.
ЖК-панель | TN+Film |
Диагональ экрана | 24" |
Разрешение | 1920×1080 |
Заявленная максимальная яркость | 300 кд/м² |
Измеренный диапазон яркости | 45–240 кд/м² |
Измеренная контрастность | 760:1 |
Углы обзора (10:1) | 170°/160° |
Заявленное время реакции | 2 мс GtG |
Интерфейсы | DVI-I, HDMI, VGA |
Ориентировочная цена | $499 |
Предоставлен | представительством Acer в Украине, www.acer.ua |
Учитывая, что основное предназначение компьютерного дисплея – это все же отображение двумерной картинки, мы начали тест Acer GD245HQ со стандартной методики для ЖК-мониторов. Устройство базируется на быстродействующей панели типа TN+film, из недостатков которой наиболее заметен узкий угол обзора по вертикали. Инструментальные измерения показывают завышенную гамму, что выражается в более темных полутонах, чем требуется, а также избыток зеленой цветовой компоненты. Все это не располагает к работе и в то же время допустимо, хоть и с натяжкой, для развлекательных целей. Впрочем, график цветовой температуры по шкале серого довольно линеен.
Линейность цветовой температуры по шкале серого для всех режимов цветности
| |
Тональная кривая (User) | Относительный уровень цветовых компонентов (User) |
Гамма (User) | Цветовой охват (User) |
У монитора нет проблем с тестом градиента либо с детализацией в светлых и темных областях. Однако вокруг мелких элементов шрифтов на сером фоне хорошо заметны белые «ореолы» – артефакты, появляющиеся от избыточного усиления краевой резкости при обработке видеосигнала. Обычно этот недостаток «лечится» с помощью регулировки Sharpness, но в данном случае таковая не предусмотрена, а жаль.
В динамике к монитору сложно предъявить какие-либо претензии, что, впрочем, совершенно логично – ведь если бы ЖК-панель не успевала «прорисовывать» кадр до конца за отведенные 8 мс, в стереорежиме это приводило бы к размытию изображения (т.н. ghosting). А здесь с этим все в порядке.
Точнее, стерео. Устанавливаем и настраиваем 3D Vision, запускаем новейшую игру Metro 2033 и… на несколько часов с головой погружаемся в игровую атмосферу. Что и говорить, впечатления – потрясающие. NVIDIA не преувеличивает, говоря о новом уровне реализма и погружения в игру – нет сомнений, что любителям развлечений технологии стереоскопии очень понравятся.
Однако по итогам есть у нас и несколько замечаний. Во-первых, как уже было отмечено, стоимость очков с ЖК-затворами на сегодняшний день высока и может снизиться только после запуска AMD конкурирующей технологии Open Stereo 3D. Во-вторых, физиологические побочные эффекты от их использования еще предстоит изучить, однако уже сейчас понятно, что о комфорте для зрения (и мозга) в данном случае речь идти может с большой натяжкой. И наконец, в-третьих – для рендеринга изображения в разрешении 1920х1080 с удвоенной кадровой частотой потребуется довольно производительная игровая система и особенно – графический акселератор, что также может сузить круг потенциальных пользователей.
В остальном же популяризацию (точнее, очередную реинкарнацию) идей стереоскопического воспроизведения можно лишь приветствовать, так как она знаменует собой пусть и циклическое, но все же движение вперед. Лишь бы не закончилось это все столь же бесславно, как и в прошлый раз. Чтобы убедиться в бренности множества интересных и казавшихся перспективными технологий, достаточно перелистать подшивку «Компьютерного Обозрения» за прошлые годы. В частности, почти десять лет главный анонс на обложке нашего еженедельника (№35 (304) от 12-18 сентября 2001 г.) звучал так: «3D-мониторы: изображение становится объемным. От идеи до воплощения». Как видим, вполне актуально и для дня сегодняшнего.