Blizzard падает на дно. Можно ли ее спасти?

Как-то в 2016 году глава CD Projekt RED Марчин Ивиньский сказал, что его компания равняется на Blizzard и других легендарных разработчиков. Затем поляки опозорились с Cyberpunk 2077, а «Метелица» за несколько лет превратилась из игрового законодателя мод в собирателя всех негативных трендов. Давайте разбираться, почему сейчас не нужно брать пример с Blizzard.

World of Warcraft уже не тот

Можно ли в 2021 году продолжать жить за счет 17-летней игры? Оказывается, можно. Вместе с World of Warcraft в 2004-м вышли Grand Theft Auto: San Andreas и Half-Life 2. И ладно Valve практически полностью забила на легендарную франшизу, но Rockstar за это время успела создать две полноценно новые части GTA. Даже не самая торопливая Bethesda за девять лет подарила миру Morrowind, Oblivion и Skyrim.

Нужны примеры из ММО? Пожалуйста! ArenaNet в 2005-м создала Guild Wars, а уже через семь лет выпустила совершенно новую Guild Wars 2 с современным геймплеем и революционными механиками. Даже Electronic Arts успела попробовать силы со Star Wars: The Old Republic. На фоне этих двух проектов World of Warcraft выглядит хоть и выигрышно, но все равно устарело.

Да, Blizzard выпускает дополнения. Да, Blizzard подтянула графику и обновила старые текстуры. Но это по-прежнему игра, которой почти 20 лет. Возможно, когда-то отсутствие озвучки в квестах не вызывало вопросов. Возможно, по полчаса прятаться за столбами на арене — тоже было чем-то нормальным. Допускаю, что и часовые забеги по ежедневным заданиям раньше кому-то доставляли райское наслаждение. Но точно не сейчас.

Во времена, когда типичный геймер предпочитает короткие сессии в Fortnite, DOTA, FIFA и, прости господи, Brawl Stars, World of Warcraft не может оставаться массовым продуктом. А ведь именно массовость была его отличительной чертой в золотые времена The Burning Crusade и Wrath of the Lich King. Тогда о MMO «Метелицы» говорили на каждом шагу. Казалось, что в нее играют все. А еще была прикольная реклама с Оззи Осборном, Чаком Норрисом и другими звездами.

Blizzard могла бы исправить ситуацию с помощью World of Warcraft 2, но это слишком рискованно, долго и дорого. Да и зачем? Ведь и нынешний продукт приносит миллионы. Просто продолжай клепать дополнения строго одно в два года и успевай считать прибыль. Но чем такой подход принципиально отличается от постановленных на конвейер Assassin’s Creed и Call of Duty?

Blizzard больше не рискует

World of Warcraft — главный успех в истории Blizzard, но в то же время и наибольший риск. Представьте, вы делаете лучшие стратегии в мире, а потом вдруг решаете потратить четыре года и кучу денег на разработку огромной многопользовательской онлайн-игры. Именно такой «Метелица» была 20 лет назад.

Сейчас Blizzard предпочитает отказываться от риска. Вдумайтесь, последняя игра компании — Overwatch, выпущенная в 2016-м. Конечно, были еще разные ремастеры, но за них по большей части отвечали другие студии.

Расстраивает и список будущих игр «Метелицы». Мобильная Diablo Immortal, Overwatch 2 и Diablo IV без кардинальных отличий от предыдущих частей, а также очередное дополнение для World of Warcraft — вот и все, что можно ожидать от Blizzard в ближайшие два-три года. Ни одной новой франшизы.

Не лучшим образом «Метелица» обходится с уже выпущенными проектами. Сверхуспешный Hearthstone выпал из инфопространства в последние годы. О легендарной StarCraft тоже ничего не слышно. Даже серия Diablo больше обсуждается в контексте будущих игр, а не актуальной третьей части.

Blizzard прозевала MOBA-бум

Странно, когда в твоей игре пользователи сами создали целый жанр, а ты ничего не делаешь. DotA была обычной картой в Warcraft III. Большая популярность привела к появлению отдельных игр. Так мир увидел суперуспешные League of Legends от Riot Games и Dota 2 от Valve. «Метелица» не в свойственной для себя манере не уловила главный тренд последнего десятилетия.

В Blizzard проснулись только в 2015 году с выпуском Heroes of the Storm. Получилось не очень. Пока Valve выплачивала миллионы за победы в турнирах, а Riot Games создала полноценную киберспортивную лигу с контрактами наподобие НБА и НХЛ, «Метелица» могла завлечь к себе только знакомыми персонажами.

С Heroes of the Storm Blizzard собиралась завоевать рынок MOBA, но быстро поняла, что ничего не получится. Спустя всего три года после релиза компания объявила о прекращении поддержки киберспортивной сцены игры. Сейчас Heroes of the Storm по сути находится в предсмертном состоянии. Если не верите, загляните в Twitch и на официальный форум. Особенно меня порадовала тема «Почему в League of Legends столько обновлений?» Действительно, почему?!

Компания ужасно справляется со скандалами

Пожалуй, главным трендом игровой индустрии в последние годы стали различные скандалы. То создателей Cyberpunk 2077 и The Last of Us Part II заставляют несколько месяцев работать сверхурочно. То работники Ubisoft жалуются на неподобающее отношение со стороны руководителей (кстати, мы уже писали об этом раньше – почитать о том, почему Бобби Котик никуда не уйдет, можно по ссылке, – прим. ред.). Досталась всем — и гигантам, вроде Riot Games, и студиям попроще. Но даже тут «Метелица» сумела опередить всех.

Скандал в Activision Blizzard начался прошлым летом и не утихает до сих пор. Топ-менеджеров компании обвиняют в систематическом нарушении прав женщин и сексуальных домогательствах на рабочем месте. Расследование властей Калифорнии выявило, что женщины в Activision Blizzard получают меньше денег за ту же работу, что и мужчины, к ним применяются более жесткие требования, им сложнее получить повышение.

Сотрудницы «Метелицы» сравнивают атмосферу в компании со «студенческим мужским клубом». По их словам, им приходится терпеть пьяные выходки коллег-мужчин, шутки про изнасилования и другие издевательства. В официальном иске к Activision Blizzard упоминается случай, когда сотрудница покончила с собой во время командировки с начальником. Утверждается, что до этого она подверглась домогательствам.

Руководство Activision Blizzard пыталось разрешить конфликт, но получилось откровенно плохо. В декабре начались новые забастовки, действия компании открыто критикуют Microsoft, Sony и Nintendo, а организаторы The Game Awards 2021 решили не приглашать Activision Blizzard на церемонию.

На фоне скандала отложили выпуск Overwatch 2 и Diablo IV. У обеих игр сменились руководители. В случае с Diablo IV было увольнение — компанию покинул глава разработки Луис Баррига. Вместе с ним из «Метелицы» выгнали ведущего дизайнера уровней Джесси Маккри и старшего геймдизайнера World of Warcraft Джонатана Лекрафта.

Союз с Activision убивает Blizzard

Blizzard практически никогда не была независимой компанией. Долгое время студия из Ирвайна принадлежала Vivendi Games. В 2008-м Vivendi Games объединилась с Activision. Первую интересовали маркетинговые возможности будущего союзника, последнюю — доминирующая позиция Blizzard на рынке онлайн-игр.

Неспроста объединение получило название не Activision Vivendi, а Activision Blizzard. Уж слишком большой вес у «Метелицы» был в индустрии. И если при Vivendi Blizzard сохраняла широкую независимость в разработке, то под руководством Activision и ее главы Бобби Котика все кардинально изменилось. К примеру, именно Activision вынудила Blizzard закрыть киберспортивное направление Heroes of the Storm.

Руководство Activision Blizzard интересуют только деньги. Конечно, наивно думать, что должно быть иначе, но я верю в принцип золотой середины. Создание игр — творчество, а когда есть лишь финансовый аспект, получается топ бесплатных игр в Google Play и App Store или режим Ultimate Team в FIFA.

До Activision «Метелица» не создавала игры с лутбоксами, как Overwatch и Heartstone, и даже не думала о магазине с предметами за реальные деньги в World of Warcraft. Возможно, так просто совпало, ведь раньше никто из больших игроков в индустрии не увлекался подобным, но все равно слишком уж много негатива появилось в Blizzard после ухода под крыло Activision.

Что будет дальше?

Ничего кардинально нового. Blizzard продолжит создавать игры по старым вселенным и приносить миллиарды Activision. Прошлый квартал компания закончила с ростом в 20% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Все благодаря успешному ремейку Diablo II: Resurrected. Правда, почти всю разработку выполнила не Blizzard, а Vicarious Visions сейчас входит в состав Blizzard.. Помогает «Метелице» расти в финансовом плане внутриигровые покупки в Hearthstone и подписка на World of Warcraft.

Скоро выйдет мобильная Diablo: Immortal. Потом увидим Diablo IV, Overwatch 2 и девятое дополнение для World of Warcraft. А там придет время для очередного ремейка, и будет хорошо, если его постигнет участь Diablo II: Resurrected, а не Warcraft III: Reforged.

Возможно, «Метелица» изменится. Вернет прежнюю форму и снова сделает прорывную игру, которую все будут безуспешно пытаться скопировать следующие десять лет. Но так думают не все. Например, бывший разработчик Blizzard Дэвид Фрид считает, что калифорнийская компания уже никогда не будет прежней.

«Blizzard мертва. Это труп, которым управляет Activision и Бобби Котик. Его будут использовать как фабрику, чтобы ставить логотип Blizzard на игры и стимулировать продажи чувством ностальгии.

Перестаньте надеяться, что прежняя Blizzard вернется. Все, кто создал компанию, уже ее покинули. Принципы, на которых основана Blizzard, давно мертвы», — сказал Фрид в ролике на своем канале в YouTube.

Хочется верить, что Дэвид окажется не прав.

Disqus Comments Loading...