Обзоры
Broken Age: иногда они возвращаются

Broken Age: иногда они возвращаются


Broken_Age_Intro

Первые масштабные проекты, профинансированные всем миром при помощи платформы Kickstarter, начали появляться еще в прошлом году. Однако результат одной из самых громких кампаний краудфандинга, два года назад неожиданно продемонстрировавшей эффективность этого способа сбора средств на разработку компьютерной игры не самого популярного жанра, стал очевиден только теперь, с выходом долгожданного детища Тима Шейфера. Оправдались ли надежды?

Broken Age

Жанр Адвентюра
Платформы Windows / Mac OS / Linux
Разработчик Double Fine Productions
Издатель Double Fine Productions
Сайт brokenagegame.com

Оценка

Оригинальный «двойной» сюжет, тонкий юмор, мастерство актеров озвучки

Упрощенный и невыразительный игровой процесс, очень короткая первая часть игры

Неплохо, но от автора Grim Fandango стоило ожидать большего

Чтобы понять некоторые особенности этой игры, стоит лишний раз вспомнить известную историю ее появления на свет. Broken Age – в девичестве безымянная Double Fine Adventure – с самого начала представлялась ее авторами как миниатюрный квест в классическом духе, разработка которого – еще даже и не начавшаяся – заняла бы не более полугода и обошлась бы всего в 300 тысяч долларов. Именно такую сумму Тим думал было получить при помощи Kickstarter – вместе с еще одной сотней тысяч, которую планировалось употребить на съемки документального фильма о создании игры. Однако уже в первые сутки после запуска проекта сумма пожертвований превысила $1 млн., а всего с учетом взносов непосредственно на сайте Doublefine было собрано около 3,5 миллионов. Такой энтузиазм любителей квестов, выросших в свое время на немеркнущей классике LucasArts, в том числе шейферовских Day of the Tentacle и Grim Fandango (до сих пор часто называемого лучшим представителем жанра adventure games всех времен и народов), заставил задуматься не только других мэтров и ветеранов игровой индустрии, положив начало последующей «Kickstarter-лихорадки», но и самого Тима Шейфера – о том, что же делать с внезапно свалившимся на него богатством.

Три миллиона долларов – сумма, конечно, немалая, но по нынешним меркам это очень даже скромный бюджет как для игры ААА-класса. Так что на Grim Fandango 2 Шейфер замахиваться не решился, хотя вместо короткометражного проекта все же стал делать полноразмерную игру – опоздав в итоге более чем на год и даже умудрившись потратить все собранные средства еще до окончания разработки. По этой причине Broken Age выпущена в свет в модном на сегодня режиме Early access, в искусственно уполовиненном виде: в январе в продажу поступает только первая часть, сроки же выхода второй пока что не объявлены – обещают только, что состоится это событие все же в текущем году. Разумеется, доплачивать никому ничего не придется, а принявшие участие в краудфандинге уже получили игру бесплатно, на две недели раньше всех остальных.

В результате всего этого, глядя на воплотившуюся первую часть Double Fine Adventure, трудно удержаться от мысли, что игра получилась-таки за $300,000, но в обертке на три миллиона. Двухмерная графика здесь довольно симпатичная, хотя слишком уж простенькая и стилизованная под старые мультфильмы – явно проигрывая тому буйству красок и проработанности деталей, которыми может похвастаться, скажем, такой же «сломанный» пополам Kickstater-проект в духе старой школы как английский Broken Sword 5. Зато музыкальное сопровождение, доверенное самому Питеру МакКоннеллу, еще одному ветерану LucasArts, звучит в исполнении Мельбурнского симфонического оркестра, да и английская озвучка персонажей выполнена безо всякой экономии и стилизации, по самому высшему голливудскому разряду – с участием таких звезд как Элайджа Вуд или Джек Блэк.

В чем Тим Шейфер точно не допустил никаких компромиссов – так это в сюжетной составляющей своей адвентюры. Broken Age рассказывает нам очень увлекательную и оригинальную историю, вполне оправдывающую многие надежды, возлагавшиеся на автора детектива о коррупции в Департаменте Смерти и на его безудержную фантазию. Игра напоминает в этом отношении старые детские книжки, которые можно были читать с обеих сторон: приключения двух разных героев в, казалось бы, совершенно различных мирах переплетаются и приводят к неожиданной их встрече на центральном развороте. Здесь такими героями выступают два подростка – мальчик по имени Шэй, живущий в одиночестве на космическом корабле, и девочка Велла из деревни пекарей и кондитеров. Окружающая их обстановка тяготеет, соответственно, к стилистике научной фантастики и сказочного фэнтези – а сами они постепенно учатся быть взрослыми людьми, преодолевая ограничения, этой обстановкой накладываемые.

Приключения Веллы – или Велурии, если полностью, – оказываются особенно интересными: девушка была отобрана в привилегированную группу девственниц, торжественно и в атмосфере большого праздника ритуально скармливаемых злобному чудовищу. Однако, к ужасу большинства своих родственников, она решает сбежать от выпавшей на ее долю чести – и найти способ победить зверюгу, вместо того, чтобы умиротворять его жертвоприношениями в виде набора из юных, симпатичных и сочных дев. Кстати, отдельно стоит похвалить фирменный тимо-шейферовский юмор: здесь он очень тонкий, часто подаваемый в виде едва уловимых намеков, – и на голову превосходит свои английские или немецкие адвентюрные аналоги, на которые так богат был 2013 год.

Зато, в отличие от сюжетной линии Веллы, история Шэя может показаться несколько скучноватой. Наедине с космическим кораблем, искусственный интеллект которого почему-то считает себя и отцом, и матерью молодого человека и видит главную свою цель в обеспечении его безопасности любой ценой, главный герой – а вместе с ним и игрок – оказывается, можно сказать, безысходно запертым в младшей группе детского сада. Взрослеть в этой ситуации будет посложнее, чем путешествовать по сказочному миру в поисках способа победить чудовище, тем более, что и пообщаться-то в космосе почти что не с кем – разве что с куклами-роботами или со столовыми приборами. И те, и другие представлены в Broken Age как вполне самостоятельные личности с собственным характером – и отличная озвучка служит тому немалым подспорьем.

А вот собственно геймплей в Broken Age, по правде говоря, оставляет желать лучшего. Если судить по незамысловатости и малочисленности игровых головоломок, то новинка напоминает скорее квесты новейшего типа – интерактивные сказки для взрослых, выпускаемые в последние годы командой Telltale Games, тоже с бывшими сотрудниками LucasArts во главе, – чем адвентюру, выдержанную, как нам обещали, в строго классическом стиле. Минималистский как для квеста интерфейс явно адаптирован под еще не вышедшие версии для iOS и Android: все взаимодействие игрока с миром ограничено нажатием одной только левой кнопки мыши – нет даже возможности рассмотреть активные объекты, прежде чем брать их или использовать. Инвентарь, правда, на месте – но ассортимент предметов, которые можно было бы туда положить, изобилием не отличается, да и классические загадки на комбинацию практически отсутствуют. Вся эта упрощенность сразу сказывается и на продолжительности игры: четыре часа прохождения – очень немного, даже с учетом того, что перед нами только первая серия из двух запланированных.

При этом Broken Age вряд ли можно отнести к детским играм – несмотря на отсутствие глубины в игровом процессе, темы в сюжете рассматриваются довольно серьезные. Скорее, предназначена она парадоксальным образом для новичков в мире adventure games или же для тех, кто основательно позабыл этот некогда славный жанр компьютерных игр. Сам Шейфер действительно не делал адвентюр уже шестнадцать лет – но никак нельзя сказать, что квесты в это время тихо спали в ожидании нового внимания к ним со стороны Double Fine. В рекламном ролике своей Kickstarter-кампании Тим признавался, что адвентюры ныне существуют в мечтах, в воспоминаниях и в Германии, – и в самом деле, среди немецких проектов последнего времени появилось немало достойных игр, у которых давно стоило бы поучиться даже такому мэтру игровой индустрии.

Конечно же, не все так плохо с первой частью Broken Age – благодаря одному только оригинальному сюжету она вполне стоит того, чтобы уделить ей пару вечеров и при этом не разочароваться. Если бы не громкий «процесс о трех миллионах» и не связанные с ним надежды на нечто большее, она бы и выглядела как очередная небольшая и любопытная игра от Double Fine Productions, наподобие прошлогодней The Cave, тоже не лишенной ни своеобразного очарования, ни крупных недостатков. Хотя помечтать можно и теперь – о том, что если не вторая серия Double Fine Adventure, то следующая игра Тима Шейфера уж точно будет полномасштабным и полнобюджетным проектом, в котором и сюжет, и геймплей будут выполнены на самом высоком уровне качества, как то и подобает законным наследникам лучших проектов «золотого века» adventure games.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: