Вдоволь поэкспериментировав с Bloodborne, Хидэтака Миядзаки решил еще раз вернуться к теме Souls. Очевидно, отцу серии не совсем понравилось то, как FromSoftware справилась с Dark Souls 2 без его непосредственного участия, и Миядзаки решил все исправить, выпустив правильный сиквел.
Жанр Action-RPG
Платформы PC, PlayStation 4, Xbox One
Разработчики FromSoftware
Издатель Bandai Namco Entertainment, Новый Диск
Сайт, страница в Steam
Не то чтобы Dark Souls 2 была плохой, в свое время она нам понравилась, вот только расхождения с оригинальной игрой ощущались порой довольно болезненно, а солнечный Дранглик по атмосферности явно проигрывал мрачной готичности Лордрана. Dark Souls III, в свою очередь, берет из предыдущих игр серии только лучшее, смело отбрасывая все несработавшие решения, и при этом выглядит как прямое продолжение первой части, с обязательным появлением знакомых персонажей и гарантированным посещением знаковых, пусть и поддавшихся влиянию времени, локаций.
Здесь мало что изменилось — неприветливый, мрачный и изумительно красивый мир снова катится во тьму, и его судьба в который раз зависит от очередного безымянного героя. Безжалостные враги не прощают ошибок, невнимательность карается смертью и потерей всех собранных душ, которые выступают одновременно и эквивалентом опыта, и местной валютой. Игроку дается всего один шанс вернуть утраченное, стоит только добраться до места гибели, не умерев по пути. Бои стали немного быстрее, но работают по тем же принципам — терпение, координация и внимательность. Врагов больше и они, кажется, стали агрессивней, но стоит заучить их приемы, и они перестают представлять какую-либо опасность. Как и раньше — перед нами довольно сложная, но честная игра, и ничего невозможного от игрока здесь не требуют.
Больше стали и локации. Узкие коридоры и комнаты, в которых невозможно размахнуться двуручным мечом, остались в прошлом. Уровни достаточно линейны, хотя и не в такой степени, как в Bloodborne, но все так же вознаграждают внимательного игрока потайными комнатами с сокровищами и тайными тропами, позволяющими серьезно сократить путь до места назначения. Ингредиенты для прокачки оружия перестали быть чем-то из ряда вон, так что смело экспериментируйте с улучшениями. Более того, специальный камень позволит вам отменить зачарование, если вы окажетесь недовольны результатами.
Костры встречаются чаще и служат не только в качестве чекпоинтов, но и для быстрого перемещения между локациями, как это было в Dark Souls 2. При посещении костра автоматически пополняется запас целебных бутылок с эстусом и чинится снаряжение, которое стало намного прочнее, чем во второй части. Впрочем, необходимость носить несколько комплектов оружия не отпала, только теперь приходится это делать не для того, чтобы заменить сломавшийся посреди боя меч, а для более эффективного расчленения монстров различных типов.
Dark Souls III очень напоминает смесь первой части трилогии, Demon’s Souls и Bloodborne, а вот многие нововведения Dark Souls 2 остались не у дел. Монстры больше не пропадают после десятка убийств, что несколько усложняет прохождение определенных локаций, но позволяет вернуться к привычному фарму душ и желаемых элементов экипировки. Стоит только запастись терпением и горстью монеток, повышающих шанс выпадения предметов, как получение желаемого набора брони и парочки лишних уровней впридачу становится вопросом времени.
Боевая система претерпела изменения, но не кардинальные. К примеру, вернулась шкала фокуса, который теперь расходуется не только заклинателями, но и бойцами ближнего боя — на особые удары. Восполняется она пепельными флягами эстуса, причем игрок волен сам выбирать, сколько фляг отвести под восстановление здоровья, а сколько — на фокус. При этом особые удары выглядят невероятно зрелищно и очень эффективны, но использовать их необязательно, вполне можно обойтись обычными и усиленными атаками, так что никто не заставляет прокачивать вашему рыцарю ученость, чтобы увеличить запас маны.
С весом экипировки в Dark Souls III все предельно просто — пока нагрузка персонажа остается в пределах 70%, он сохраняет подвижность; стоит превысить лимит, и вместо элегантных перекатов персонаж начинает совершать медленные и неуклюжие кувырки, рискуя получить тычок в спину в самый неподходящий момент. Так что придется серьезно потратиться на прокачку жизненной силы и обзавестись парочкой особых колец, чтобы носить самую тяжелую броню и мощное оружие.
Пенальти за смерть тоже осталось в прошлом, как и человечность, роль которой взяли на себя тлеющие угли — использование этих редких предметов не только дает игроку пропадающий после смерти тридцатипроцентный бонус к очкам жизни, но и позволяет призывать на помощь дружественных фантомов, а также делает его уязвимым для вторжения враждебно настроенных игроков. В отличие от человечности, использовать уголь можно лишь единожды за жизнь, так что постоянно подлечиваться им не выйдет. Рано или поздно запас углей иссякнет, ведь в мире и у торговцев их ограниченное количество, а из монстров они выпадают крайне редко, так хочешь не хочешь, а придется потратить время на помощь другим игрокам.
С помощью белого мелка, продающегося за смешные деньги у первого встреченного торговца, можно оставить надпись, которая позволит другому игроку призвать вас в свой мир. Поможете победить босса — и получите немного душ, уголь и тлеющую форму бесплатно. На все про все уйдет буквально пара минут, ведь костры, к которым можно телепортироваться, находятся в каждой комнате с поверженным боссом, а призыва и вовсе долго ждать не приходится.
Несмотря на то что мир Dark Souls III остается все таким же смертельным местом, нельзя не отметить, что в первой половине игры гораздо больше усилий требуется потратить на то, чтобы в целости и сохранности добраться до босса, чем, собственно, на бой с этим самым боссом. Рядовые противники способны раз за разом отправлять игрока воскресать около костра, в то время как с большинством начальных боссов удается справиться со второго захода даже без помощи дружественных фантомов. Ближе к финалу ситуация, правда, приходит в норму.
Боссы разнообразны, но схема боя с ними остается практически неизменной — блокируй, перекатывайся, жди, когда противник откроется после мощного удара, и старайся быть у него за спиной. Каждая схватка с боссом теперь состоит из двух фаз: стоит опустить шкалу вражеского здоровья до 50%, как тот усиливает свои атаки, меняет форму, начинает призывать помощников или, в отдельных случаях, делает все вышеперечисленное разом. Нельзя не отметить, что FromSoftware, к сожалению, провалила определенные боссфайты. Потенциально интересный бой с High Lord Wolnir оказался разочаровывающе простым и скоротечным, а Old Demon King, даром что чертовски сильный, ужасно однообразный. Впрочем, Повелителей Пепла, ключевых боссов игры, это не касается. Схватка с каждым из них — настоящее событие, и у вас неоднократно будет возникать желание призвать парочку фантомов, чтобы упростить себе жизнь. Правда, мы бы не рекомендовали этим увлекаться, ведь где тогда удовольствие от победы?
А вот что однозначно удалось FromSoftware, так это мультиплеер, тесно связанный с ковенантами. В этой удивительной PvPvE системе каждый найдет что-то для себя. Можно облегчить прохождение, отправившись шинковать монстров с друзьями или случайными игроками, можно призвать фиолетовый фантом игрока, который способен подсобить с особо тяжелым противником, а потом всадить вам кинжал в спину без малейших угрызений совести. Ситуации, когда красные фантомы вторгаются к вам группами, не редкость, но снова таки, вы можете позвать на помощь как дружеских NPC, так и других игроков. Каждый призыв в другой мир, каждое вторжение в ваш — отдельная история. Меня призывали, когда особо назойливый агрессор пытался помешать другому игроку дойти до босса, ко мне вторгались и, пока один враг отвлекал внимание эмоциями, другой нанес смертельный удар в спину. Иногда здесь работают джентльменские соглашения и ведутся бои по правилам, иногда нет. Один олдскульный игрок как-то решил демонстративно выпить все свои фляги эстуса, приглашая на честную дуэль. Пока он пил последнюю, я тремя ударами топора превратил его в кровавое месиво. Так поступать неправильно, но он просто пришел невовремя.
К сожалению, с технической стороны к Dark Souls III есть претензии. Не часто, но бывают проблемы со связью, призванные фантомы порой оказываются выброшены в самый ответственный момент, да и проседания FPS порой доводят до белого каления. Причем с чем они связаны — решительно непонятно. Порой от них можно избавиться, просто свернув-развернув игру, иногда нужно перезагрузить локацию, а иногда не помогает ничего. Дважды игра сообщала мне, что стабильных 60 FPS недостаточно для игры в онлайн и выбрасывала в меню прямо посреди схватки, а однажды я случайно убил NPC просто потому, что игра свернулась, но продолжала отлавливать нажатие клавиш.
Но это, пожалуй, единственные минусы Dark Souls III, в остальном перед нами практически идеальная игра, разве что хотелось бы еще получить возможность воскрешать случайно убитых персонажей, не дожидаясь NG+. Поговаривают, что Dark Souls III станет либо последней игрой в серии, либо поворотным моментом, после которого все изменится. Если и так, то мы очень рады, что именно эта игра стала завершающей главой эпической саги, ведь лучшего окончания и придумать нельзя.