Рубрики Обзоры

Do Not Feed the Monkeys: прелести пиксельного вуайеризма

Опубликовал
Юрий Мелков

Лавры выпущенной Лукасом Поупом пять с лишним лет назад «Papers, Please!» привлекли внимание игровой общественности к оригинальным инди-проектам неопределённой жанровой принадлежности, в которых ретро-графика выступает не самоцелью, а средством для создания нужной атмосферы (ну и способом немного сэкономить на производстве, куда уж без этого). В то время как автор упомянутого шедевра как раз только что выпустил уже настоящий «однобитный» детектив «Return of the Obra Dinn», начатое им дело «восьмибитных симуляторов вершителей судеб» живёт и процветает. В «Do Not Feed the Monkeys» нас ждёт вроде бы незамысловатый, но оказывающийся на удивление увлекательным процесс подглядывания за жизнью других людей – и с возможностью эту жизнь им всячески портить, ну или наоборот улучшать, смотря кому как по вкусу.

Do Not Feed the Monkeys

Жанр Симулятор любительской телеслежки
Платформы Windows / Mac OS
Разработчик Fictiorama Studios
Издатель Alawar Premium
Сайт: donotfeedthemonkeys.com
Страничка в Steam

Состоящая из трёх человек мадридская Fictiorama Studios известна по вышедшей несколько лет назад постапокалиптической адвенчуре «Dead Synchronicity: Tomorrow Comes Today», чья первая серия неожиданно завершилась на самом интересном месте. Видимо, чтобы несколько передохнуть от серьёзных тем, испанцы вместо продолжения предыдущего проекта три года занимались совсем другим, намного более весёлым делом. «Do Not Feed the Monkeys», успевшая заполучить в прошлом году несколько призов из весовой категории «Инди» на различного рода выставках индустрии, включая одесскую GetIT! и минскую DevGamm, привлекла внимание ставшей в итоге издателем Alawar Premium. Что как раз и не случайно: очень уж напоминает здешний игровой процесс появившуюся два года назад «Beholder», где нам так же приходилось организовывать тайную слежку за многими людьми, пытаясь выяснить все сокровенные тайны их личной жизни. Однако если «симулятор управдома», как и сама вдохновившая всё это течение «Papers, Please!», изображали перед нами предельно мрачное тоталитарное государство, то у Fictiorama Studios выходит скорее обычное современное общество потребления, с коррумпированными политиками, уличными грабителями, назойливыми проповедниками, финансистами, музыкантами и прочими кинозвёздами.

Играем мы отнюдь не за мелкое должностное лицо, обременённое как семьёй, так и служебными обязанностями, а за совершенно ничем не примечательного одинокого безработного бездельника, волей случая – при помощи какой-то подруги из соцсетей – получающего доступ к закрытому и секретному онлайн-сообществу под названием «Клуб изучения приматов» (к спецслужбам оно никакого отношения не имеет, – напротив, федеральная полиция сама может заинтересоваться нашей сомнительной деятельностью, со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями). Под «наблюдением за обезьянами» скрывается собственно подглядывание за десятками незнакомых людей при помощи установленных в их квартирах и офисах скрытых камер; строго говоря, глобальных целей у нас особых и нет, помимо удовлетворения своего личного любопытства, – ну а также банального выживания (небольшой симулятор повседневной жизни, с расходами на еду, сон и плату за малюсенькую съёмную квартиру прилагается). Кроме того, требуется ещё и соблюдать «правила клуба», финансируя установку всё большего числа камер, – и по мере сил не поддаваясь соблазну «покормить обезьян». Под последним эвфемизмом скрывается возможность скрытого и не очень взаимодействия со своими «подопытными», – но поскольку именно в этом и заключается вся суть игры, избежать нарушения запрета вряд ли получится.

Игровой процесс чётко разделён на дни: время течёт постоянно, и одна минута соответствует примерно реальной секунде, при этом работа или сон отнимают по нескольку часов. Начинается всё с установки приложения «MonkeyVision» на рабочий стол нашего виртуального ПК, который мы и будем лицезреть большую часть времени. Графика в «Do Not Feed the Monkeys» пусть и пиксельная, а значит, несколько на любителя, но глаза отнюдь не раздражает, – да и любоваться мы будем по большей части лишь видами из не очень мощных объективов потайных камер, а потому придираться к их качеству вряд ли стоит. В полный рост будут отображаться разве что изредка навещающие нас персонажи, вроде соседей или почтальона, – к соседям же, кстати сказать, относятся и местные звуковые эффекты, от раздающихся за стенкой арий из классических опер до кашля, шума от дрели или забивания гвоздей и др.: реалистично, занятно и очень атмосферно.

Курс-професія "Копірайтер" від Skvot.
40 занять — і ти з упевненістю, скілами та портфоліо зможеш тиснути Apply на вакансії копірайтера.Досвідом і ключами поділяться 2 лекторки та запрошені спікери.
Детальніше про курс

Интерфейс сводится, прежде всего, к тому самому рабочему столу. Помимо собственно «обезьяньего» приложения, о котором будет сказано отдельно, здесь к нашим услугам имеются такие ярлыки, как «Календарь» с напоминаниями, например, о предстоящих раз в несколько дней визитах квартирной хозяйки, изымающей из нашей наличности по 90 долларов за посещение; «Электронная почта» с различного рода рекламой и важной информацией от клуба; «Чат» для общения с некоторыми сидящими в сети лицами (поначалу здесь обитает лишь одна пригласившая нас коллега по занятию); «Финансы» с перечнем статей доходов и расходов; ну а также «Браузер» для поиска информации. Чуть позднее появится ещё и онлайн-магазин некоторых товаров, однако покупать разрешается исключительно «подарки» на адреса своих поднадзорных, – побаловать себя любимого новым телевизором или бутылкой текилы не получится.

Правее монитора виднеются наши ролевые характеристики: уровень здоровья, сытости и бодрости. Пополняются они при помощи остальных предметов интерьера – если передвинуть мышку вправо, то вместо вида на компьютер нам откроется картина остальной части нашей скромной комнатки. Справа расположена кровать, нажав на которую можно погрузиться в здоровый сон по выбору; слева находится не менее полезный в хозяйстве холодильник: для наполнения его содержимым служат два прикреплённых на дверце объявления, о доставке пиццы или хот-догов из ресторана и о покупке фруктов, йогуртов и т п.. в супермаркете. Первая категория пищи хороша тем, что не требует отлучаться из дома, – покупки доставляет курьер, – однако восполнение сил фастфудом не очень-то хорошо сказывается на самочувствии; более же здоровое питание отнимает зато целый час на прогулку в магазин и обратно. Отдельно на холодильнике располагается кофейник: данный напиток сразу и бодрит, и насыщает, но вот здоровье от него, опять-таки, ухудшается. Если есть желание заработать на пиццу с йогуртом (и не только), следует поглядеть на входную дверь, расположенную как раз между холодильником и кроватью: здесь (да, именно что внутри нашей квартиры) развешиваются объявления о случайных вакансиях, вроде мойщика посуды, разносчика писем и др., – ассортимент меняется каждый день, а подрабатывать можно 2, 4 или 8 часов, однако и жалование будет соответствующим (где-то так в среднем около 20–80 долларов за смену).

Проблема заключается в том, что как раз времени будет не хватать даже в большей степени, нежели денег или еды, – ибо от подглядывания за жизнью своих подопечных оторваться очень сложно. Поначалу у нас всего четыре камеры, причём только две из них демонстрируют нечто действительно стоящее (остальные можно смело игнорировать – сколько не жди, ничего интересного в курятнике, на аэродроме или на фабричном конвейере так и не произойдёт). При этом и на «живых» экранах примечательные события, то есть, появления действующих лиц происходят, как правило, лишь несколько раз в сутки, в течение одного или нескольких часов за раз, – и этот момент ещё нужно умудриться подстеречь (а не проспать и не проработать) и просмотреть от начала до конца. Помочь этому призваны индикаторы в правой верхней части монитора: те камеры, где наблюдается какое-либо действие, отмечены мигающими лампочками, а начало события дублируется также и звуковым сигналом, слышным и во время использования других приложений.

Активную камеру для отображения субтитров к репликам персонажей (озвучки здесь, разумеется нет) следует развернуть на весь экран, – а если таковых несколько, то разрешается вывести в немного увеличенном виде ещё и вторую, в правом нижнем углу, переключаясь между двумя выбранными правой кнопкой мыши, а закрывая нажатием на крестик слева вверху. Собственно, перед нами будут разворачиваться любопытные эпизоды из жизни самых разных людей – целые миниатюрные сюжетные линии, с драмами и трагедиями, местами с немного «взрослыми» текстами и темами (к счастью, без вуайеристской пошлости), но и непременно с юмором. Рассказывать подробности не хочется во избежание спойлеров, но предстоят нам встречи с бухгалтером, мечтающим стать поп-дивой, с престарелым маньяком-диктатором, с мексиканской семьёй, с квартетом «литературных негров» и др. К последнему, шестнадцатому дню число камер достигнет аж двадцати пяти, – если, конечно, вам удастся выжить в таком изматывающим душу и тело режиме в течение двух с лишним виртуальных недель.

Разумеется, весь интерес игры сводится далеко не только к простому подглядыванию. В монологах и беседах (по телефону или с посетителями) наши подопечные будут по крупицам выдавать информацию о себе и своей жизни, – ключевые слова, выделяемые при этом жёлтым цветом, нужно успевать нажать, и тогда они отобразятся в нашем журнале наблюдений, расположенном тут же под монитором (и вызываемом лёгким движением колёсика мыши). Несколько слов, близких по смыслу, объединяются в группы, на основании которых можно сделать какие-то выводы, скажем, о профессии или месте жительства данного индивидуума, – а эти сведения, в свою очередь, следует использовать для поиска дальнейшей информации в Интернете (конечно же, не реальном, а находящемся всё в том же нашем ПК), – заодно и упрощая поиск путём составления пар из слов различных групп.

Именно таким вот образом мы и узнаём имена, адреса и телефоны своих подопечных, – время от времени по электронной почте будут приходить запросы на такого рода информацию, которую потребуется собрать и предъявить в течение не более пяти дней. Наградой служит сумма в 70 долларов, то есть примерно наш потенциальный заработок за восьмичасовой рабочий день, – иначе сказать, после некоторых расходов на новые камеры (по 50 долл. за штуку), а также дополнительные функции (устройство ночного видения и возможность видеозаписи короткого фрагмента) при должной сноровке можно даже и перейти на самоокупаемость. Тем более, что нарушение «правил», то есть непосредственное взаимодействие с поднадзорными оказывается куда более прибыльным делом. «Плохой» игрок может начать шантажировать их полученной конфиденциальной информацией или пересылать видеоматериалы продажным журналистам, – однако скрытая и прямая помощь людям вознаграждается всё же в большей мере, в том числе и морально, в виде присылки ими различного рода сувениров своему невидимому благодетелю (подарки коллекционируются в Steam-достижениях и на полках в нашей комнате, наглядно напоминая о совершённых добрых делах).

Однако достичь всего этого оказывается отнюдь не просто: раз в несколько дней руководство «клуба» проводит оценку деятельности своих членов, которая позволяет перейти на более высокий уровень в иерархии и которая заключается отнюдь не в содержании отправленных по электронной почте правильных ответов на вопросы о наблюдаемых «приматах», вознаграждаемых отдельно, а в формальном количестве подключённых камер: к примеру, уже к шестому дню требуется довести их число до девяти, то есть раскошелиться в общем на 250 долларов, – и это не считая квартплаты и расходов на еду. А значит, как минимум, в первой половине игры, до того, как мы заполучим хоть какую-то полезную информацию и научимся её «монетизировать», приходится буквально разрываться между сном, работой и хобби. Да и позднее, когда приобретать продукты питания мы станем сообразно акциям и скидкам, время от времени приходящим нам на электронную почту, дела наблюдения одновременно за десятком-другим камер, сразу несколько из которых могут быть активными, потребует немалой сноровки – и, увы, пропуска многих интересных моментов и ситуаций.

Задача несколько усложняется отсутствием сохранений – автоматическая запись прогресса осуществляется единожды за сутки, в 9 часов утра, когда свежая газета сообщает новости (включая и те, в которых мы уже успели сыграть роль невидимого вершителя судеб), а экран календаря услужливо сообщает о количестве дней, оставшихся до следующей «оценки» руководством и до прихода квартирной хозяйки за платой. Прохождение всех 15 дней «Do Not Feed the Monkeys» займёт не так уж и много времени, где-то около четырёх часов, да и «счастливая» концовка с достижением высшей степени членства в «Клубе изучения приматов» способна несколько разочаровать. Однако здесь это далеко не главное: в любом из альтернативных финалов мы увидим и эпилоги историй всех знакомых уже нам персонажей, в судьбу которых мы смогли внести свою лепту, – и это радует намного более информации о будущем самого невидимого протагониста.

Хотя, по правде сказать, при первом прохождении вряд ли у многих получится добраться до конца основного сюжета, не будучи исключённым из клуба за несоответствие критериям наличия дорогостоящих камер или не попав в больницу от злоупотребления нездоровой пищей. Иначе говоря, игру определённо предполагается пройти несколько раз, – за одно-единственное знакомство все здешние истории никак не проследишь, тем более до оптимального их завершения. Кроме того, на втором и третьем уровне доступа, когда число окошек на экране монитора увеличивается с четырёх до девяти, шестнадцати и двадцати пяти, разыгрывающиеся там сцены распределяются в случайном порядке, и некоторых возможных сюжетов мы можем вообще не увидеть, – а если мы вовремя не успели разобраться со «старыми» своими подопечными, то и на уже доступных из числа «новых» времени просто не останется. В результате при всей, казалось бы, простоте процесса творение Fictiorama Studios оставляет по себе исключительно приятные впечатления и может быть рекомендовано всем, за исключением разве что испытывающих глубокую личную неприязнь к инди-проектам вообще и умеренно-пиксельной графике в частности.

Disqus Comments Loading...