Рубрики Репортажи

EV Forum 2018: зарядные станции, гарантия на электрокары, запасы и цена лития

Опубликовал Роман Мельниченко

В конце прошлой недели мне довелось побывать на мероприятии EV Forum 2018: этакая неформальная встреча от организаторов PLUG-IN Ukraine для обсуждения многочисленных вопросов мира электрокаров. Форум позволил наметить многочисленные темы, которые могут быть важны для развития будущего электромобилей в мире и в Украине. В данном репортаже я кратко покажу лишь некоторые из них в формате «заметки на полях».

Некачественная зарядная станция для электрокара – это потеря гарантии?

Для обычных ДВС-автомобилей всегда остро стоял вопрос качества топлива (неважно бензина или дизеля) и надежности работы топливной системы. Как оказалось, электромобили снова ставят подобный вопрос – только он теперь касается не самого «топлива», а «электро-АЗС». К примеру, если вы заряжаете аккумулятор от обычной розетки через фирменный кабель с блоком-предохранителем – то с электромобилем ничего не случится: мощность невелика, блок контролирует процесс зарядки и защитит электрокар от повреждений при скачке напряжения или неправильного подключения, покажет отсутствие «земли», пр. Но что будет, если заряжать электрокар от мощной «ускоренной» (10-22 кВт, переменный ток 380 В) или «быстрой» (20-50 кВт, постоянный ток около 400 В) зарядной станции? Ведь в данном случае между зарядной станцией и электромобилем есть лишь соединяющий кабель – контроль процесса зарядки и правильности подключения ложатся на управляющую электронику зарядной станции и встроенный инвертор (блок-преобразователь тока) электромобиля. Однако если зарядная станция простая (фактически являет собой 3-фазную промышленную розетку) – выходит, на страже дорогостоящих компонентов электрокара оказывает только его собственный блок-преобразователь, который принимает ток во время зарядки.

Впервые подобные вопросы в материалах ITC.ua поднимались в интервью с «Рено Украина». Александр ожидаемо присутствовал на форуме, но кроме него был и представитель BMW, который рассказывал об опыте работы с электромобилями и гибридами BMW i-серии. Вопрос качества зарядки для BMW также непрост – и вот итог: при использовании плохой зарядной станции электромобиль может получить повреждения, которые не покрываются гарантией.

Александр Бутенко, представитель BMW: «Мы стараемся дать клиенту не просто электромобиль, но весь комплекс технологий BMW i – включая зарядные станции и накопители энергии для домашнего использования». К слову: до конца года ждем в Украине новую версию BMW i3 с вновь увеличенным аккумулятором.

Так, оригинальная зарядная станция BMW i Wallbox доступна для покупки у официальных дилеров марки. Интересно, что ее производителем выступает не сама компания BMW, а профильные электротехнические компании – KEBA или Schneider Electric. Однако это качественный продукт, сделанный в партнерстве с BMW, отвечающий фирменным требованиям, получивший все необходимые листы-одобрения и т.д. Ситуация с зарядными станциями для электромобилей Renault выглядит так: у компании есть фирменный сертификат ZE Ready, который могут получить производителя зарядной станции по своему желанию. Но все равно – речь идет о продукте с высоким уровнем качества, который может «общаться» с электромобилем во время зарядки и уберечь его дорогостоящую электронику от возможных перепадов напряжения, регулировать силу тока, пр.

Проблема украинских производителей зарядок в том, что обычно они не получают фирменные сертификаты и письма-подтверждения от производителей электромобилей. При этом в Украине производятся зарядные станции совершенного разного уровня: от откровенно плохих (фактически вышеупомянутая промышленная розетка) на основе дешевых комплектующих – до очень хороших зарядок (фактически мирового уровня), которые могут получить одобрение у производителей электромобилей. Но какая именно зарядка сейчас оказалась перед вами, что у нее внутри, как она будет работать с электрокаром? В большинстве случаев – это загадка. Поэтому у дилеров Renault есть список из рекомендованных зарядных станций, а представители BMW объясняют, что бортовая электроника ведет записи процесса зарядки и можно без проблем найти ситуацию, которая привела к неисправности электрокара…

В холле зала, где проходил EV Forum 2018, было представлено множество зарядных станций – мировые компании и локальные украинские производители. По итогу первого блока: что, снова пугаю, только теперь зарядками? Нет, скорее пытаюсь рассказать правду об электромобиле и уберечь владельцев электрокаров: пользуйтесь проверенными и качественными зарядными станциями!

Послегарантийный сервис – Bosch готовимся к наплыву электрокаров?

Ассортимент продуктов компании Bosch огромен: бытовая техника, инструменты, автозапчасти и различные автомобильные компоненты. Возможно, кого-то удивит, но именно автомобильное направление для Bosch является самым объемным и значимым. Ведь здесь не только «дворники» или свечи зажигания, но также электронные компоненты для конвейерной комплектации автомобилей и различные запчасти для рынка «aftermarket». Кроме того, существует и сеть фирменный СТО, которые нацелены на «послегарантийные автомобили»: возрастом 3-5 лет и более, которым уже не требуется проведение ТО на фирменном сервисе для поддержания гарантии, но их владельцы не хотят ехать «в гаражи».

Так, сегодня в Украине работает 102 станции «Bosch-сервис», из которых уже 30 готовы принимать электрокары. По заявлениям представителя компании, курс подготовки по электромобилям прошли около 50 диагностов фирменных автосервисов Bosch. Со временем большинство диагностов и сервисных станций Bosch в Украине должны быть готовы к обслуживанию и ремонту электромобилей. Причем это не только тенденция для Украины, но и для всего мира в целом. Почему? Потому, что если верить прогнозам Bosch, то в 2030-м году в мире будет 125-220 млн. электромобилей и Украина может оказаться в передовиках – пока у нас лишь 9 тыс. электромобилей, но 2-кратный темп роста «год/год» впечатляет.

Сегодня в Украине работает 102 сервисные станции Bosch, 30 уже готовы принимать электромобили для обслуживания – это только начало. К слову, Bosch для автомобильного мира – это не только компоненты, запчасти, СТО, но и готовые решения для будущих электрокаров: узел Eaxle по принципу «все в одном», 30-500 кВт, 1 000-6 000 Нм.

Вышеотмеченный узел Bosch E-axle соединяет в себе электромотор, редуктор, управляющую электронику. С учетом вариативности по мощности и крутящему моменту, а также возможности его установки впереди или сзади (можно получить передний, задний, полный привод), выходит готовое решение для установки на электромобили или гибриды. Отмечу, что подобные модули разработала не только компания Bosch, но также фирмы GKN и ZF, причем встречаются варианты с готовой подвеской, 2-ступенчатой КПП, бортовыми фрикционами для управления вектором тяги. Подобный «модульный подход» – это возможность упростить конвейерную сборку для производителя электромобиля и снизить цену конечного продукта для покупателя. Словом, кроме аккумуляторов в электромобилях появился еще один повод для маленькой революции. Хотя также зацепили и тему аккумуляторов…

Литий для АКБ: ситуация в мире и Украине, изменение цены, прогнозы на будущее

Масса разговоров о революциях в аккумуляторах, но их все нет. Вместо этого идет плановое эволюционное развитие аккумуляторов типа Литий-Ион – т.е. аккумуляторов, которые содержат в своем составе литий плюс другие химические элементы. Изменением последних можно увеличить емкость аккумулятора, срок его службы, сделать АКБ дороже или дешевле и пр., однако литий всегда остается неизменным пунктом аккумуляторов. А постоянный рост необходимости аккумуляторов – в том числе, благодаря развитию электромобилей и гибридов, систем накопления энергии для дома – накладывает свой отпечаток на объемы потребления и цену лития. Одновременно с этим, по уверениям представителей агентства Maganova & Partners, литий не торгуется на открытых площадках и биржах, а продается через локальные контракты и с учетом большого аванса наперед. Поэтому изначально, когда стал понятен тренд на увеличение потребления лития, контракты под его покупку подписывали с учетом возможного роста цены, что приводило к реальному росту цен и далее влияло на будущие ожидания и будущие контракты – замкнутый круг…

Maganova & Partners: потребление лития в последние годы заметно выросло и в 2016-2017 гг. достигло отметки 40-45 тыс. тонн, при этом в последнее время цена начала падать; за десять лет изменилась структура потребления лития – сегодня 59% лития приходится на различные накопители энергии; два наиболее популярных соединения, где есть литий – это карбонат лития и гидроксид лития, доля последнего имеет тенденцию к росту.

Перелом произошел весной текущего года: литий начал дешеветь! Почему? Потому, что высокая цена обусловила рентабельность переработки и добычи лития в тех месторождениях, где прежде данные операции казались дорогими. Прежде всего, речь идет о Китае: эта страна открыла свои месторождения, заводы по переработке и добыче лития – и уже закрыла часть собственного спроса (2/3 общемирового потребления лития приходится на Китай) самостоятельными ресурсами. Вместе с тем, совершенствование аккумуляторов приводит к тому, что лития требуется меньше для производства единицы продукции. В итоге ожидается, что выравнивание спроса и предложения будет достигнуто в 2020 году: тогда мы увидим реальную цену на литий. Причем сейчас есть устойчивая тенденция к ее снижению, что должно привести к снижению стоимости аккумуляторов и, как результат, электромобилей.

Что касается Украины, то наша страна имеет разведанные запасы на 232 тыс. тонн лития, который находится в 500 млн. тонн оксида лития – одни из самых крупных показателей в Европе. Плюс Украина может предложить преимущества в виде географической близости к европейским производителям электрокаров. Минус – непрозрачные условия выдачи лицензий на добычу лития и местонахождения залежей лития на сельскохозяйственных полях.

Ситуация с литием в Украине: у нас есть несколько месторождений, немалые запасы, географическая близость к европейским производителям электромобилей. Но и без замечаний не обошлось…

Как видите, EV Forum 2018 поднял немало интересных вопросов, которые в будущем могут превратиться в темы для отдельных материалов. Если располагаете собственными идеями, взглядом, пожеланиями, вопросами – то давайте продолжим EV Forum в формате обсуждения этого материала: делитесь своими мыслями в комментариях ниже.